Когда ребенок попадает в дом-интернат, его опекуном становится директор, именно на нем лежит обязанность защищать права воспитанника. Абдула Закриев, попав в Разночиновку, не был признан ребенком-сиротой, а когда начал самостоятельную жизнь, выяснилось, что он не может быть поставлен на учет как нуждающийся в жилье, поясняет пресс-служба астраханского управления СКР. Сотрудники Следственного комитета помогли ему собрать пакет документов и составить проект искового заявления, с которым по их просьбе в суд обратился прокурор.
Иск был рассмотрен в кратчайшие сроки, и уже в сентябре 2014 года Закриеву была предоставлена квартира в новом жилом доме. Мебель и бытовую технику ему приобретали сотрудники следственного управления.
Всего в ходе проверки были выявлены нарушения жилищных прав пятерых воспитанников интернатов. Заместитель начальника управления Дмитрий Бочаров в комментарии NEWSru.com сообщил, что намерен добиваться введения должности старшего помощника руководителя регионального подразделения по защите прав несовершеннолетних. Стоит напомнить, что прокуратура, неоднократно проверявшая Разночиновку, ранее не нашла каких бы то ни было нарушений. Более того, в возбуждении уголовных дел по поводу беззаконий, имевших место в интернате, было откпзано потпричине истечения срока давности. Все-таки большинство событий по Разночиновке имели место в 80-90-е годы, напоминает Дмитрий Бочаров.
То же произошло с разбирательством по поводу Николая Юрикова, историю которого рассказывает сайт "Неинвалид". По словам Бочарова, СКР пытался добиться возбуждения дела по поводу ненадлежащего ухода и оказания медицинской помощи, повлекших ампутацию обеих ног. Однако в возбуждении дела было отказано в связи с недостаточными данными в материалах проверки о наличии причинной связи между ненадлежащим уходом, оказанием медицинской помощи и ампутацией ног Юрикову. Обжалование в вышестоящие инстанции положительного результата не принесло. Теперь СКР ждет результатов судебно-медицинской экспертизы, которая должна показать наличие связи между ненадлежащим уходом и ампутацией ног. Но если даже до уголовного преследования дело не дойдет, это позволит молодому человеку потребовать выплаты компенсации с помощью гражданского иска.
Юриков попал в Разночиновский дом-интернат в возрасте полутора лет, после несчастного случая: по словам родственников, мать выкинула ребенка в окно и у него отнялись ноги. Мальчик был заочно признан недееспособным и необучаемым. Как молодой человек рассказал "Неинвалиду", читать, писать и ремонтировать всяческую технику он выучился самостоятельно. Добиться через суд восстановления дееспособности ему помог друг, который, также будучи воспитанником интерната, самостоятельно освоил гражданское право. В итоге молодому человеку выдали субсидию на жилье, а сотрудники СКР помогли отремонтировать отопление, привести в порядок душевую и расплатиться с долгами за земельный участок.
Напомним, экс-директор Разночиновского дома-интерната Валентина Уразалиева, неоднократно отмеченная астраханскими властями на успехи в труде, в июле 2014 года приговорена к четырем годам лишения свободы условно и двум годам лишения права занимать должности, связанные с воспитанием детей, за то, что в течение 11 лет скрывала зверское изнасилование шестилетней воспитанницы. Преследование Уразалиевой должно было быть прекращено по амнистии, объявленной к годовщине принятия Конституции РФ, однако благодаря огласке делом заинтересовался глава СКР Александр Бастрыкин. Обвинение было переквалифицировано, а дело доведено до суда.
При этом целый ряд чудовищных преступлений, имевших место в Разночиновке в разные годы, не получил правовой оценки. Разбирательство по факту гибели девочки, которую по указанию воспитателей сварили в кипятке с хлоркой старшие воспитанники, было прекращено в связи с истечением срока давности. Смерть еще одной воспитанницы, которую в течение нескольких лет регулярно насиловал педофил, была признана вызванной естественными причинами. Кроме того, остается неизвестной судьба нескольких детей, бежавших или пропавших в разные годы из интерната. По крайней мере по одному из случаев было возбуждено уголовное дело. Расследование продолжается.