Как рассказала правозащитница, приемная мать семерых детей Вера Дробинская, сейчас суд опрашивает свидетелей, в основном это персонал интерната. Сотрудники учреждения говорят о том, что не считали необходимым сообщать о преступлении в правоохранительные органы, поскольку доложили своему руководству. "У меня одно объяснение такому безобразию - что это был не первый и не второй случай, что это был отработанный алгоритм поведения, который вырабатывался годами и царил в интернате", - предположила Дробинская.
Председательствующий судья отказал потерпевшей стороне в предоставлении бесплатного адвоката. "Потерпевшей девочке суд отказал в бесплатном адвокате! Мол, законом не предусмотрено!" - написала Дробинская на своей странице в Facebook в закрытой записи. Ранее следователи отказывались признавать изнасилованного ребенка потерпевшей стороной и отказывали матери девочки в праве на участие в расследовании.
В комментарии для NEWSru.com правозащитница рассказала, что обсуждала с адвокатом подсудимой вопрос о расширении числа обвиняемых. Защитник Уразалиевой согласен с тем, что к ответственности, помимо экс-директора интерната, должны быть привлечены сотрудник прокуратуры, "замявший" дело в 2001 году, и гинеколог, который проводил тайный осмотр изнасилованной девочки. Однако адвокат отказался поднимать этот вопрос в процессе и обращаться с заявлением в правоохранительные органы.
Говоря о враче, отказавшемся лечить девочку из-за чудовищного характера травм, Дробинская добавила: "Он тоже молчал в тряпочку, как говорится. К слову - сказали, что он сейчас депутат Думы от "Единой России". Туши свет, какие у них депутаты!"
Напомним, ранее в судебном процессе мать потерпевшей девочки обвиняли в "несвоевременном" обращении в полицию. При этом в деле имеется отказ в возбуждении уголовного дела по факту изнасилования ребенка, вынесенный в 2001 году "в связи с отсутствием события преступления".
Ход делу был дан только два года назад, после подключения правозащитников и личного вмешательства главы СКР Александра Бастрыкина. Как установило следствие, когда в мае 2001 года педофил-рецидивист выкрал и изнасиловал одну из воспитанниц, шестилетнюю девочку с ДЦП, олигофренией и эпилепсией, Уразалиева скрыла этот факт из желания избежать ответственности и увольнения. Из-за этого девочке вовремя не была оказана необходимая помощь.
"Уразалиева предпринимала всевозможные действия, чтобы подчиненные сотрудники не смогли сообщить о случившемся в правоохранительные органы, учреждения здравоохранения и иные государственные службы, что привело к оказанию несвоевременной медицинской помощи пострадавшей девочке и тяжелым последствиям для ее здоровья, а также несвоевременному привлечению виновного лица к уголовной ответственности", - говорится в сообщении СКР.
Ребенка отдали в интернат на полгода по семейным обстоятельствам. К тому времени девочка говорила отдельные слова, охотно шла на контакт и, как теперь вспоминают, была пухленькой и хорошенькой. Насильник выкрал новую воспитанницу через окно спустя несколько дней после ее приезда. А потом бросил в поле умирать. Плач услышал рыбак, он принес девочку воспитателям. У ребенка были зафиксированы разрывы промежности и глубокая психологическая травма. Однако медицинской помощи она не получила, а маме сообщать о произошедшем не стали.
Мать узнала о трагедии лишь спустя несколько месяцев, когда приехала навестить дочь и увидела, что ребенок находится в тяжелом состоянии. По словам матери, совершенно исхудавшую девочку вынесли ей на руках. По возвращении домой дочь первое время постоянно кричала, если кто-то пытался к ней прикоснуться. Сейчас ей уже 18 лет, но она до сих пор не говорит и не в состоянии себя обслуживать.
Насильника задержали только в конце октября 2012 года, спустя более чем 11 лет после совершения преступления. Мужчина, которому на тот момент было 49 лет, большую часть жизни провел за решеткой. На основании вердикта присяжных он был признан виновным и в декабре 2013 года приговорен к девяти годам лишения свободы.
Дело в отношении Уразалиевой было возобновлено 16 апреля этого года - через неделю после того, как его попытались прикрыть, а нерадивую чиновницу - освободить от ответственности по амнистии. К тому времени Уразалиева уже несколько месяцев находилась на пенсии, проработав главой Разночиновского интерната 33 года.
Ранее еще одна воспитанница Разночиновки погибла от ожогов. Сотрудники интерната в качестве наказания приказали старшим детям вымыть ее в горячей воде. Те от усердия добавили хлорку. У девочки, которую по несчастливой случайности также отдали в интернат на время, были зафиксированы ожоги 70% тела. В этом случае до суда дело не дошло - вышли сроки давности. Кроме того, в СМИ попадала информация о воспитаннице интерната, которую систематически насиловал педофил. Ее смерть в правоохранительных органах посчитали не связанной с изнасилованиями.