Эксперты обращают внимание на то, что государство должно оказывать социальную помощь людям, чей доход опустился ниже прожиточного минимума по независящим от них причинам. Регионы имеют право самостоятельно определять меры социальной поддержки. Регулируют порядок выплат и определяют льготные категории населения более 20 федеральных законов.
Стоит напомнить, что в 2016 году 19% доходов россиян пришлось на социальные выплаты от государства. Это исторический рекорд, а во времена СССР эта доля составляла около 15%. Россия ежегодно тратит на социальные выплаты примерно 3% ВВП. Это больше, чем в большинстве стран с переходной экономикой, однако социальная поддержка оказывается в основном не нуждающимся, а людям, которые имеют заслуги перед государством, отмечено в докладе. Так, на соцпакеты военных и госслужащих уходит почти 12% средств - более 700 млрд рублей, что примерно равно четверти всех социальных выплат.
Большая часть соцрасходов регионов уходит на поддержку ветеранов труда, и речь идет не только о деньгах, но и о натуральных льготах, на оплату жилья и проезд. Однако бедных среди них в 5,4 раза меньше, чем в среднем по стране, а когда нужно снижать расходы, регионы сокращают выплаты не ветеранам, а семьям с детьми.
Кроме того, в докладе приводятся примеры совершенно необъяснимых выплат. Так, один из регионов предоставляет бесплатный проезд курсантам в городском транспорте, а другой обеспечил жильем победительницу конкурса "Краса России".
В результате на реальную социальную поддержку идет не 3% ВВП, а только около 1,9% (или 1,5 трлн рублей), оценивают авторы доклада. Адресными мерами охвачено только 13% россиян, в том числе 10% совсем не бедных людей.
Соавтор доклада, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова рассказала изданию о причинах текущей низкой эффективности. Это несовершенство правил, используемых для проверки доходов при назначении выплат, и крайне небольшой размер большинства выплат, который не может вывести людей за черту бедности.
Авторы доклада полагают, что снизить бедность помогло бы повышение адресности соцподдержки и расширение принципа нуждаемости. Они также предлагают ограничить получение одинаковых федеральных и региональных мер социальной поддержки и объединить многочисленные выплаты в единое универсальное пособие для бедных.
В правительстве в принципе готовы идти этим путем, но, по словам источника газеты из числа федеральных чиновников, это случится не раньше 2021 года. Отмена отдельных льгот и переход на адресную поддержку будут постепенными, а старые пособия могут просто не индексироваться по мере введения критерия нуждаемости.
Критериев нуждаемости все равно нет
Напомним, Минтруд еще два года назад подготовил по поручению президента пакет законопроектов об оптимизации отдельных социальных льгот, содержащий новые критерии нуждаемости. В нем предлагается перевести на оплату по новой схеме четыре категории льгот: пособия на ребенка, дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медработникам и фармацевтам, компенсацию расходов на оплату жилых помещений сельским учителям, а также компенсацию дошкольного образования родителям.
В год, по оценке Минтруда, социальную поддержку получают 3,4 млн неработающих пенсионеров, 2,7 млн малоимущих граждан, 6,7 млн многодетных семей и одиноких родителей. Расходы на них составляют около 766,5 млрд рублей. Именно эту сумму и предлагается отрегулировать, причем критерии нуждаемости будут устанавливать регионы.
Примечательно, кстати, что за два года чиновники так и не смогли договориться о критериях нуждаемости, которые нужны для замены социальной поддержки адресными мерами. В законе, принятом в 2015 году, понятия "критерий нуждаемости" нет, и регионы трактуют его сами.
Доля мер социальной поддержки, предоставляемых в денежной форме с учетом критериев нуждаемости, по данным Минтруда, варьируется от 7,1% в Москве до 73,3% в Чувашской Республике.
При этом, как считают во Всемирном банке, соцпомощь малоэффективна, беднейшие 20% получают лишь четверть ресурсов, а кроме того, система крайне запутанна: существует 500 видов соцподдержки, а на региональном уровне они еще и хаотичны. Повышение адресности до 50-60% снизило бы бедность на 20-30%, читают в ВБ.