Федеральные меры поддержки размазаны тонким слоем по различным категориям получателей, пояснил изданию чиновник Минфина. По его словам, нужно законодательно закрепить понятие "нуждаемость", ввести единые критерии и порядок оценки доходов и имущества, свести воедино данные обо всех получателях, а уж потом переходить на адресные формы.
Пособия и другие виды соцподдержки предоставляются конкретному гражданину, а адресная соцподдержка не имеет отношения к месту проживания человека, а подразумевает целевой, точечный характер помощи нуждающимся, говорит эксперт, участвующий в обсуждении. В законе, принятом в 2015 году, понятия "критерий нуждаемости" нет и регионы трактуют его сами.
В начале декабря прошлого года Минтруд опубликовал проект методики, как региональным и местным властям оценивать критерии нуждаемости. Документ дорабатывается, говорят в Минтруде.
Сейчас основной критерий нуждаемости таков: среднедушевой доход семьи не должен превышать прожиточный минимум в регионе. Новая методика Минтруда предлагает сопоставлять среднемесячный доход за три последних месяца со среднемесячным значением прожиточного минимума за тот же период.
В настоящее время на социальную защиту федеральный и региональные бюджеты тратят около 2,7% ВВП - 2,23 трлн рублей в 2015 году (без пенсий и страховых выплат): это около 9% всех их расходов. По данным Росстата, количество бедных выросло с 15,5 млн человек в 2013 году до 19,1 млн в 2015 году.
Если бы хотя бы 29% расходов (из 2,7% ВВП, тратящихся на соцподдержку) попадало бедному населению, проблему бедности удалось бы решить, считают эксперты.
Доля мер социальной поддержки, предоставляемых в денежной форме с учетом критериев нуждаемости, по данным Минтруда, варьируется от 7,1% в Москве до 73,3% в Чувашской республике.
При этом, как считают во Всемирном банке, соцпомощь малоэффективна, беднейшие 20% получают лишь четверть ресурсов, подсчитал Всемирный банк, а кроме того, она запутана: только на федеральном уровне ее 500 видов, а на региональном они еще и хаотичны. Повышение адресности до 50-60% снизило бы бедность на 20-30%.
Совокупный дефицит доходов всех малоимущих составляет приблизительно 1% ВВП. Адресные меры (на которые расходуется 0,4% ВВП) играют в этом сокращении минимальную роль.