В среду Московский районный суд Нижнего Новгорода приговорил сотрудника МВД Сергея Кузьменкова к четырем годам лишения свободы условно. Он также лишен на три года права занимать должности в системе МВД и более не является майором полиции.
"Основное наказание - лишение свободы - считать условным с испытательным сроком пять лет", - цитирует "Интерфакс" консультанта суда Татьяну Шпытеву.
Примечательно, что обвинение в тяжком преступлении не только не привело к увольнению Кузьменкова из рядов стражей порядка, но даже и не повлияло на его карьеру, поскольку майорское звание он получил уже будучи подследственным.
Как следует из материалов дела, летом 2010 года старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Сергей Кузьменков, носивший тогда звание капитана, потерял борсетку с удостоверением сотрудника МВД. Это произошло, когда офицер находился в нетрезвом состоянии в одном из кафе Московского района Нижнего Новгорода.
После обнаружения пропажи Кузьменков решил, что документы у него просто украли. Подозрение пало на Павла Гурьянова, которого милиционер решил самостоятельно проверить на причастность к пропаже.
"Официальным следствием и общественным расследованием специалистов МКПП было установлено, что 1 июля 2010 года сотрудники милиции задержали Павла Гурьянова в его собственном доме", - указано в сообщении правозащитной организации. Затем мужчину доставили в отдел милиции №4 УВД по Нижнему Новгороду, где он был жестоко избит. Кроме того, к потерпевшему применялась пытка "конверт" (когда руки связаны за спиной и притянуты к ногам).
После применения пыток Павел Гурьянов пробыл в больнице три дня, а затем был выписан с диагнозом "посттравматическая компрессионно-ишемическая полиневропатия берцовых нервов обеих нижних конечностей". Несмотря на все предпринятые врачами усилия, левая нога мужчины полноценно функционировать не будет. Последствия пытки он чувствует до сих пор, подчеркивают правозащитники.
После обращения Гурьянова в межрегиональный "Комитет против пыток" (МКПП) юристы этой организации опросили свидетелей событий и подали заявление в органы Следственного комитета РФ. 6 июля 2010 года Гурьянов был освидетельствован экспертами областного бюро судебно-медицинской экспертизы, были зафиксированы следы избиения, связывания веревкой, использования наручников и табурета. "Межрегиональный Комитет против пыток сделал все возможное для безотлагательного возбуждения уголовного дела. На этот раз следствие сработало достаточно эффективно, но, к сожалению, такие факты в практике МКПП случается далеко не всегда", - отмечают правозащитники.
Накануне оглашения приговора Сергею Кузьменкову прокурор настаивал на пятилетнем сроке лишения свободы. Однако судья Орехов не внял этим просьбам. И это при том, что гособвинение тоже предлагало вынести сравнительно мягкий приговор, поскольку садисту в погонах инкриминировали п."а" ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий с применением насилия) УК РФ, санкция которого предусматривает 10-летний срок лишения свободы.
При этом суд признал, что расследование было проведено качественно, все представленные улики были учтены, а вину Кузьменкова посчитали полностью доказанной.
Кстати, осужденный сотрудник милиции, а теперь уже и полиции, активно пытался запутать следствие. "(Он) предоставлял суду ложных свидетелей из числа доблестного оперсостава отдела полиции Московского района (впоследствии судья отнесся к показаниям коллег майора критически)", - говорится в сообщении правозащитников.
Лишь после вынесения приговора Сергей Кузьменков, дискредитировавший звание сотрудника полиции, но дослужившийся при этом до чина майора, был разжалован и уволен из правоохранительных органов сроком на три года.
Правозащитники подчеркивают, что вынесенное Кузьменкову наказание "категорически не соответствует практике Европейского суда по правам человека, который требует от национальных властей реального лишения свободы за такое тяжкое преступление, как пытки".
Европейский суд не раз подчеркивал, что запрет пыток является фундаментальным правом в демократическом обществе. Кроме того, приговор, вынесенный Кузьменкову, несправедлив с точки зрения морали и российской юридической практики, утверждают сотрудники МКПП. Они намерены обжаловать судебное решение в вышестоящей инстанции.