По данным российской прокуратуры, за последние годы иностранными гражданами были убиты 13 детей, усыновленных в России, 12 из которых - в США. В связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранцами, генеральный прокурор РФ Владимир Устинов направил предложение правительству России о необходимости заключения международных договоров с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении контроля за их положением, передает ИТАР-ТАСС
"Отсутствие межправительственных договоров или соглашений не позволяет осуществлять действенный контроль за положением усыновленных и принимать меры, направленные на пресечение насилия над ними", - говорится в обращении генерального прокурора РФ.
Количество усыновлений иностранцами российских детей выросло в 5 раз
По статистике, за последние 10 лет в России вдвое сократилось число детей, усыновленных российскими гражданами, а число случаев усыновления иностранцами выросло в 5 раз. Так, в 2001 году иностранцы усыновили почти 8 тысяч детей, в то время как россияне - чуть более 7 тысяч.
В то же время российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранцами российских детей за рубежом, так как юрисдикция РФ заканчивается на границе. В то же время, по данным главы думского комитета по делам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, в вопросах усыновления по отношению к российским гражданам "наблюдается дискриминация", и, в первую очередь, это связано с низким уровнем жизни людей, желающих воспитывать детей.
В 2003 году из российских детских домов забрали 14 101 ребенка. 7175 усыновили россияне, а 6926 - иностранцы. 71 процент усыновленных российских мальчиков и девочек уехали в США, 12 процентов - в Испанию, 5 процентов - во Францию, 2 процента - в Италию, 2 процента - в Канаду, 8 процентов - в другие страны. Часто усыновленные дети погибают от рук жестоких новых родителей. Чаще всего из детских домов забирают детей до 3 лет.
Процедура усыновления такова: потенциальные иностранные родители должны выбирать ребенка из официального списка, ориентируясь на фотографии и медицинские данные. Только после этого им разрешают посмотреть ребенка. Если они решают не усыновлять этого ребенка, то они должны вновь возвращаться к официальному списку и продолжать поиски.
В прошлом году вспыхнул скандал в связи с попыткой усыновления русского мальчика голливудской звездой Анджелиной Джоли. Ее визиты в детские дома разозлили националистов, которые выступают против усыновления российских детей иностранцами. Они призвали к ужесточению правил.
"Сейчас иностранцам слишком легко усыновлять наших детей, - заявила тогда Любовь Ближина, депутат парламента от ультранационалистической партии Владимира Жириновского ЛДПР. - Как только детей вывозят из России, у нас нет способа проверить, что с ними хорошо обращаются. Эта волна заграничных усыновлений, включая дело Джоли, кажется нам очень подозрительной. У них что, нет своих детей, чтобы усыновлять?" Ближина - одна из депутатов, которые планируют представить в парламенте законопроект, который усложнит усыновление российских детей иностранцами.
Самый громкий процесс по делу об убийстве ребенка из России - дело Ирмы Павлис
4 мая в США будет вынесен приговор по делу об убийстве в пригороде Чикаго Шомбурге приемного ребенка из России. На скамье подсудимых - 33-летняя Ирма Павлис, обвиняемая в убийстве 6-летнего Алекса Павлиса (Алексея Гейко), усыновленного ею в 2003 году из российского детского дома вместе с сестрой Юлией, которая на год младше.
18 декабря 2003 года приехавшая по вызову 911 "скорая" госпитализировала мальчика со следами побоев в коматозном состоянии. На следующий день ребенок скончался. Смерть, согласно медицинскому заключению, наступила в результате сильного удара по голове.
Удалось установить, что супруги Павлис воспользовались услугами частного агента, заплатив за это 11 тыс. долларов, притом, что обычно за процедуру усыновления иностранного ребенка родители должны заплатить 40-50 тыс. долларов.
Павлис на суде в подробностях описала события, которые предшествовали смерти ребенка. Она рассказала, что мальчик был очень непослушным. "Я уже не знала, как им управлять, и все чаще стала применять физическую силу", - говорит Павлис.
По ее словам, она начала применять силу для того, чтобы усадить мальчика на унитаз, так как он справлял нужду в комнате или в постели. По признанию Павлис, она била мальчика по ягодицам резиновым шнуром и рукой по голове и телу.
Как рассказала подсудимая, 16 декабря 2003 года она "потеряла контроль над собой", после того как Алекс снова помочился в постели. А когда она наказала его, он якобы симулировал обморок. Павлис показала перед камерой, каким образом она побила мальчика в тот раз. Она сказала, что выкрутила Алексу шею, ударила несколько раз по лицу с такой силой, что повредила себе руку.
Через два дня мать вновь "потеряла контроль над собой", когда Алекс помочился прямо перед ней на пол. Она ударила его несколько раз по лицу и в живот. Однако от этого мальчик только рассердился. В результате, по признанию Павлис, она ударила его о дверь туалета и продолжала бить на протяжении 15 минут.
Женщина остановилась только тогда, когда Алекс упал, закатил глаза и стал задыхаться. Женщина подумала, что Алекс снова симулирует обморок. К тому времени, когда она поняла, что ребенок серьезно ранен, прошло около 45 минут. Она позвонила своему мужу и сказала, что, скорее всего, ребенок умер. После этого, по совету мужа, она позвонила в службу спасения.
Женщина также отметила, что считает важным проинформировать следствие о том, что Алекс также причинял ранения сам себе. "Он сам падал, ударяясь головой, он сделал много плохого сам себе. Но я тоже сделала ему плохо", - сказала она.
Обследование показало гематому мозга и кровоизлияние в мозг. Врачи постановили, что такие травмы мальчик мог получить в случае сильной автомобильной аварии или падения с высоты, по крайней мере, трех метров.
В Нью-Джерси родители убили 7-летнего мальчика, усыновленного в России
В прошлом году в США суд вынес приговор супругам Роберту и Бренде Маттей, у которых погиб приемный сын - 7-летний русский мальчик Виктор, в России носивший фамилию Тулимов.
Виктор умер 31 октября 2000 года от сердечной аритмии, вызванной переохлаждением. Тело мальчика было обнаружено в неотапливаемом подвале, куда Виктора, по словам его двух родных братьев, также усыновленных Маттей, новые родители отправили за провинности.
В семей Маттей было еще 6 детей, причем двое из них - братья-близнецы погибшего Виктора. Для их усыновления супружеская пара ездила в Россию в декабре 1999 года.
Один из сыновей супругов Маттей, 16-летний Роберт, показал на следствии, что родители обращались с Виктором жестоко и залепляли ему рот скотчем, когда он громко кричал.
Врачи обратили внимание на многочисленные ссадины и синяки на истощенном теле ребенка. В результате против Роберта и Бренды были выдвинуты обвинения в убийстве при отягчающих обстоятельствах и других преступлениях.
В ходе процесса адвокаты Маттей утверждали, что приемные родители любили своего сына и как могли заботились о нем. Защита была построена на том, что мальчик был серьезно болен еще до того, как вошел в новую семью. Его здоровье, как заявляли юристы, было подорвано годами недоедания в детском доме.
В итоге обвинению не удалось доказать жюри правомерность заключения судебно-медицинских экспертов, пришедших к выводу, что Виктора убили. Присяжные не нашли состава преступления по обвинениям в убийстве.
Супруги Маттей были признаны виновными в создании угрозы для жизни ребенка. По трем пунктам этого обвинения супруги были приговорены к 10, 7 и еще 10 годам лишения свободы соответственно, причем по американскому законодательству они должны отбыть только самый продолжительный срок заключения.
Эксперты считают, что с учетом содержащихся в вердикте условий и оговорок, реально Маттей могут провести за решеткой менее двух лет.
В Пенсильвании родители убили еще одного приемного ребенка из России
В 2003 году в США рассматривался другой случай убийства усыновленного ребенка из России. Обвинения семейной паре из Пенсильвании были предъявлены после того, как умер 5-летний Яков Линдорфф. Пять братьев Якова на процессе рассказали о том, каким нечеловеческим издевательствам они подвергались в России, однако дети всячески защищали приемных родителей.
Дети говорили и о своем брате, который умер 2 года назад, - всего через 2 месяца после того, как был усыновлен Хизер и Джеймсом Линдорфф, проживавшими в местечке Франклин (штат Пенсильвания). Два брата Якова, 9 и 7 лет, свидетельствовали о том, что их настоящий отец в России время от времени стегал до крови Якова и остальных братьев хлыстом или ремнем.
Защита настаивала, что Яков получил роковое ранение еще в России, а умер он 14 декабря 2001 года, когда старая рана начала "повторно кровоточить". Возможно, заявили адвокаты, это произошло после случайного падения в доме Линдорфф.
Между тем Хизер Линдорфф была обвинена в непредумышленном убийстве с отягчающими обстоятельствами, нападении также при отягчающих обстоятельствах и в том, что она подвергла жизнь ребенка опасности. Ее муж Джеймс обвинялся в жестоком обращении с детьми.
Супруги Линдорфф сначала удочерили трех сестер из России в начале 2000 года. В октябре 2001 года они приняли в свою семью еще шесть родных братьев.
На третий день процесса братья вспоминали, как их биологическая мать однажды окунула Якова в кипяток в ванне, разозлившись, что он испачкался. В результате спина мальчика потом была покрыта страшными пузырями. Женщина сначала стукнула его головой по полу, а затем попыталась утопить в кипятке или задушить.
После того как родители умерли, трое из братьев попали в приют, где жизнь была еще хуже, чем у них дома. Там воспитатели избивали детей указками или засовывали им в трусы сорняки с шипами и заставляли три часа подряд ходить вокруг дерева. Кроме того, братьям доставалось и от приютских детей.
Пять родных братьев подробно описали жизнь в доме Линдорфф, часто используя точные формулировки, как будто их кто-то готовил к даче показаний. Они улыбались матери и смотрели на нее, когда отвечали на вопросы. Все мальчики сказали, что Хизер их никогда не била, а самое большее - в наказание ставила в угол. Ни один из братьев не сказал ничего плохого или осуждающего о приемной матери. В результате приемные родители были оправданы.