События, связанные с разгоном "Марша несогласных" в Москве и Санкт-Петербурге, вызвали противоречивую реакцию у руководства Совета Европы. После резкой критики, прозвучавшей в понедельник в адрес российских властей из уст председателя Парламентской ассамблеи Рене ван дер Линдена, генеральный секретарь СЕ Терри Дэвис продемонстрировал сдержанность. В отличие от голландского парламентария британец Дэвис не стал осуждать российские власти, заявив вчера, что в произошедшем еще надо разобраться. "Независимая газета " считает, что это свидетельствует о некотором расколе в ЕС.
На вопрос, будет ли направлен призыв к депутатам ПАСЕ провести расследование в связи с несоразмерным применением силы против демонстрантов, Терри Дэвис ответил: "Если в очередном докладе по России будет содержаться пассаж об этих событиях, я его с интересом прочту". Генсек Совета Европы также сообщил, что поговорит о случившемся с российским послом, и подчеркнул, что реакция на нарушения прав человека должна быть четкой и в то же время спокойной, поскольку целью является улучшение положения в этой сфере, а не яркие заголовки в газетах.
- Действия властей РФ на Марше осудили ФРГ, Совет Европы и США
Между тем некоторые наблюдатели связывают понижение тона в адрес Москвы c желанием Совета Европы добиться скорейшей ратификации 14-го протокола к Европейской конвенции. Данный протокол, упрощающий процедуру принятия решений в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), не может вступить в силу, поскольку не ратифицирован единственной из 46 стран Совета Европы – Россией. Таким образом, суд, работа которого практически блокирована из-за огромного числа жалоб, не может приступить к самореформированию.
10–11 мая Россию посетит с визитом председатель ЕСПЧ Жан-Поль Коста (Франция). Он постарается развеять опасения Москвы в политизированном подходе суда и убедить власти в необходимости ратификации 14-го протокола.
Впрочем, есть и более прозаическое объяснение "мягкости" генсека Совета Европы в связи с притеснением оппозиции. Разницу в риторике Рене ван дер Линдена и Терри Дэвиса прокомментировал швейцарский парламентарий Дик Марти. "Должность генерального секретаря Совета Европы во многом дипломатическая, в то время как функции председателя ПАСЕ позволяют более открыто выражать политическую позицию, – сказал Марти. – Нельзя ожидать одинаковой реакции на одно и то же событие со стороны министра иностранных дел и политика".
Вместе с тем, по словам Марти, право на манифестации должно быть гарантировано в странах Совета Европы. "То, что я видел по телевизору, привело меня в ужас", – сказал швейцарец, комментируя события в Москве и Санкт-Петербурге.
Тема разгона "Марша несогласных" обсуждается в кулуарах Парламентской ассамблеи Совета Европы, но не выносится на нынешнюю сессию. Глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев заявил, что ему понятна жесткая позиция ван дер Линдена, и вместе с тем назвал действия участников марша "очевидной провокацией". Косачев считает, что оппозиционеры специально провели марш там, где это было запрещено властями, чтобы попасть на экраны телевизоров.
Госдумовец назвал звеньями одной цепи публикацию доклада Госдепартамента США с резкой критикой ситуации в сфере прав человека в России, заявление Бориса Березовского о силовом варианте смены власти и проведение "Марша несогласных" непосредственно перед открытием весенней сессии ПАСЕ. "Жаль, что правоохранительные органы поддались на эту провокацию и применили силу", – резюмировал Косачев. Не исключено, что данная тема будет представлена к обсуждению на летней сессии.