Акаев заявил, что во время штурма дома правительства он получил от независимых источников информацию о готовящемся покушении.
"Я получил от нейтральных людей, которые держали связь с оппозицией, информацию, что намерения относительно физического устранения серьезны. "Вы должны покинуть страну. Иначе, если вы попадете в их руки, живым не останетесь". Ну, мне не с кем было советоваться, со мной была только охрана и дети", - рассказал Акаев.
В этой ситуации, как говорит Аскар Акаев, его охрана повела себя единственно правильным образом и своими действиями не только спасла его жизнь, но и уберегла страну от гражданской войны.
"Они сказали: мы вам верны до конца. И они до конца выполняли свой долг. И тут же нам сообщили, что толпа в несколько тысяч человек ринулась, чтобы брать в заложники президента. И тогда начальник охраны решил: если будет попытка физической расправы, они все будут применять оружие. А что значит - применить оружие? Конечно, пролилась бы кровь, началась бы эскалация конфликта. Я убежден, это было бы началом гражданской войны, которая переросла бы в межрегиональный, межнациональный конфликт со всеми, конечно, опаснейшими последствиями. В этой ситуации речь шла не только о спасении моей жизни. Мы стояли перед опасностью гражданской войны. И тогда, конечно, были бы неисчислимые жертвы", - сказал Аскар Акаев.
В интервью Акаев также опроверг сообщения о том, что он бежал из Бишкека в Казахстан. Президент заявил, что не может рассказать о том, где он скрывался от оппозиции после взятия дома правительства.
"Я сейчас, к сожалению, не могу сказать об этом. Мы были в безопасности, нам помогали наши многочисленные друзья. Могу только добавить, что я не улетал вертолетом, как об этом говорили, писали. Я не находился в курортном городе Боровом. Ну а сегодня я нахожусь в Подмосковье. Я очень благодарен президенту России Владимиру Владимировичу Путину, который дал мне возможность со всей семьей остановиться в России", - сказал Акаев.
Сегодня в Киргизии сложилась реальная угроза демократии, считает Акаев. Президент настаивает на том, что все время его правления развитие Киргизии шло "по подлинно демократическому пути" и "демократия строилась на правовом фундаменте". Действия оппозиции разрушают этот фундамент, считает Акаев.
"Сегодня, считаю, демократия в Кыргызстане в опасности, потому что действия тех, кто совершил антиконституционный захват власти, находятся вне правового поля. Поэтому для будущего прогресса страны, для имиджа Кыргызстана в мире очень важно сегодня вернуть процесс в конституционное русло. В этом я вижу выход", - заявил президент Киргизии.
Аскар Акаев не согласен с утверждениями, что в Азии невозможно построить демократическое государство. Президент убежден, что революцию в Киргизии подталкивали некие силы из-за рубежа.
"Я считаю, что все, что произошло, - это результат форсирования демократических процессов, к чему подталкивали некоторые международные организации, которые революционным путем хотели ускорить демократические процессы", - заявил Акаев.
Эти силы Акаев называет "международным революционным интернационалом", на который он возлагает ответственность за революции в Грузии и на Украине. Особенность киргизской революции, подчеркивает Акаев, в том, что в Киргизии оппозиция была недемократичная.
"В Грузии, в Украине - все-таки эти страны ближе к Европе - кончились мирно эти революции. Но в наших условиях, как вы видите, они завершились страшным кошмаром, погромами, грабежами, поскольку наша оппозиция недемократическая. Она использовала криминальные силы, подготовленных боевиков для захвата власти. Они не ставили целью демократическую смену власти, а ставили с самого начала задачу захвата власти. Они это реализовали. Если оппозиция была демократичной, конечно, не было бы ничего подобного. Поэтому я остаюсь убежденным сторонником подлинно демократического пути развития на постсоветском пространстве. Вот причины того, что в Кыргызстане не случилась "бархатная" революция", - сказал Акаев.
Своей главной ошибкой Акаев считает недостаточное внимание к укреплению карательных органов
Он уверен, что если бы он уделял больше внимания милиции и национальной гвардии, то никакой революции бы не произошло.
"Были и ошибки. Прежде всего, наверное, в том, что я не придал значения укреплению именно властных структур, прежде всего правоохранительных органов. Вот критикуют нас все, что я укреплял режим личной власти. Эти события показали, что я никогда не работал над укреплением личной власти, которой как раз нужны крепкие многочисленные правоохранительные органы. Вот этого я как раз не делал. Когда я увидел грабежи, поджоги, которые случились в Бишкеке в ночь с 24 на 25 марта (мне просто в кошмарном сне не могло присниться, что новые правители, которые привели боевиков для захвата власти, что они потом отдадут город просто на разграбление), я понял еще одну ошибку. Если бы это я мог предугадать, то даже всеми наличными силами я воспользовался правом ввести чрезвычайное положение и защитить горожан от такого шока и от унижения, которым они подверглись со стороны мародеров, грабителей и поджигателей. Я сейчас чувствую и огромную вину перед нашим народом", - сказал президент Киргизии "Российской газете".
Киргизский президент еще раз подчеркнул, что все произошедшее – внутреннее дело Киргизии и он не собирался и не собирается просить иностранной помощи. Накануне переворота в Бишкеке Организация договора коллективной безопасности предлагала Акаеву свою помощь для урегулирования ситуации, но он отказался.
"Это все-таки внутренняя, внутриполитическая проблема, и не было угрозы извне, поэтому я считал, что привлекать к этому вопросу Организацию договора коллективной безопасности было бы нецелесообразно", - сказал Акаев.
И.о. президента Киргизии: мы не получили из-за границы ни сома
Исполняющий обязанности президента Киргизии, премьер-министр Курманбек Бакиев опроверг слова Акаева о том, что киргизская оппозиция получала помощь в подготовке революции из-за рубежа, сообщает "Интерфакс".
"Могу сказать вам как на духу. Никакой помощи извне мы не получали. Ни одного сома. Нас, естественно, успели тоже обвинить в каких-то миллионах долларов. Что вы! Вообще ничего такого не было! Мы ни у кого не просили о помощи", - заявил он в интервью газете "Коммерсант", опубликованном в среду.
"Я не ездил перенимать опыт ни в Грузию, ни на Украину. Мы готовились самостоятельно, здесь. Ведь мы готовились вовсе не к революции, а к президентским выборам осенью этого года. У нас и в мыслях не было, что все так обернется. К тому, что произошло, никто не готовился", - сказал Бакиев.
Бакиев заявил, что беспорядки в Бишкеке возникли из-за действий прежних властей. "Такой ход революции был спровоцирован. Вы сами видели, мы ведь с самого начала не планировали идти на штурм Белого дома. Драка на площади была развязана в считанные минуты, причем вовсе не сторонниками оппозиции. Я сам был на площади, выступал там, потом ушел - но поворотным моментом была именно провокация, организованная властями", - сказал он.
"Я не думаю, что подобная ситуация может повториться у наших соседей. Хотя должен признать, что, может быть, психологический климат там изменится. Вы знаете, центральноазиатские государства так тесно переплетены, все оказывают друг на друга взаимное влияние", - добавил Бакиев.
Новая власть Киргизии готова на время признать Акаева президентом
Интервью, которые дал Аскар Акаев российским СМИ, вызвали бурную реакцию в Киргизии. Так, новый куратор силовых структур Феликс Кулов считает, что "самым главным в выступлении Акаева стала его готовность к переговорам".
При этом Кулов отмечает, что новая власть готова временно признать Акаева президентом страны, пишет "Время новостей".
"Мы же, со своей стороны, вступая в такие переговоры, признаем его к качестве президента Киргизии и задачей переговоров видим подготовку к совершению необходимых конституционных процедур, призванных обеспечить его отставку", - заявил Кулов.
В Киргизии считают, что Акаев "так и не понял сути происходящих в стране событий, не признал своей ответственности за игнорирование претензий, предъявляемых ему своим народом, и в результате так бесславно потерял шанс оставить о себе непререкаемо добрую память о том действительно добром, что он успел сделать для Киргизии". Такое мнение высказала депутат закончившего свои полномочия парламента Оксана Малеванная.
Новые власти страны не согласны с определением событий в Бишкеке, данным Акаевым, но намерены все равно создать комиссию для расследования хода революции, пишет "Коммерсант".
"Должна быть создана честная комиссия, из самых разных слоев населения, из самых разных структур. И она должна выяснить, кто стал организатором беспорядков. Хоть вы-то верите в то, что мы сами штурм не планировали, а нас спровоцировали? Ну и слава Богу", - заявил и.о. президента Киргизии Курманбек Бакиев, выступая перед сотрудниками администрации президента и аппарата правительства, унаследованными им от Аскара Акаева.