В статье для немецкого журнала Focus, которую цитирует сайт InoPressa, Ги Верхофстадт указывает, что в случае выхода Великобритании Евросоюз лишится не только надежного плательщика, но и политического влияния.
Британцы потеряют важнейших торговых партнеров и доступ к европейскому внутреннему рынку и столкнутся с новыми вызовами в свете миграционного кризиса. К примеру, в случае Brexit Франция может решиться на расторжение договора Le Touquet, регулирующего пограничные отношения двух стран, и пропустить дальше в Британию беженцев, живущих в Кале и в его окрестностях после сноса лагеря, известного под названием "Джунгли".
Однако главное следствие, по мнению Верхофстадта, в ослаблении политической и экономической мощи ЕС, которое выгодно российскому президенту Владимиру Путину.
На долю Британии приходится около 13% населения Евросоюза, и Соединенное Королевство является второй по величине экономикой ЕС, тем самым гарантируя надежные финансовые вливания в европейский бюджет. "Без британцев как ЕС в целом, так и отдельные его члены должны опасаться потери былой экономической мощи и влияния в мире: позиции Европы на переговорах с Китаем, Россией, США будут слабее, чем раньше", - пишет политик.
Великобритании отводится активная роль во внешней политике, а также ведущие позиции в ЕС по вопросу военных затрат. Следовательно, еще одним негативным моментом потенциального выхода Британии может стать ослабление Европы в военном и геополитическом плане.
"В этом случае другие государства, такие как Китай или Россия, укрепят свое влияние, чтобы наша часть земного шара стала менее безопасной и, главное, не столь влиятельной. Подобная дестабилизация Евросоюза обрадует в первую очередь Владимира Путина, проводящего внешнюю политику, направленную на ослабление ЕС. Именно британцы в первых рядах выступают за жесткие антироссийские санкции", - напоминает автор статьи.
Именно в то время, когда Европе необходим стимул для укрепления солидарности и сплоченности на фоне миграционного кризиса и разгула террора, возможное "нет" британцев укрепит политические силы националистического толка и приведет к "подражательным" тенденциям по всей Европе. Другими словами, делает вывод Верхофстадт, от потенциального "Брекзита" выиграют прежде всего правопопулистские партии и Путин.
Старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (США) Макс Бут в статье в газете The Washington Post, также отреферированной сайтом InoPressa, согласен с тем, что Brexit приведет к нестабильности, от которой выиграет российская власть. "Русские наверняка надеются довести Запад до розни, разрушив два противостоящих им альянса - НАТО и ЕС", - пишет он.
Политолог указывает, что перспектива Brexit особенно тревожит страны Балтии - Эстонию, Латвию и Литву. Во время Второй мировой страны Балтии остались без защиты Великобритании и Франции, занятых битвой за собственное выживание, и это привело их к нацистской оккупации в 1940 году, а в 1944 году - к "жестокой диктатуре" СССР, которая длилась до 1991 года. "Сейчас благополучие свободных и процветающих, но маленьких (6,2 млн человек совокупного населения, 56 тыс. военных) государств, находящихся в опасной близости от России (142 млн человек населения, 3 млн военных) зависит от положения дел в ЕС", - пишет газета. Сейчас балтийские страны хотят сказать британцам: "Ведите нас за собой, но не уходите", - думает политолог.
Прибалты опасаются, что в случае выхода Великобритании из ЕС Шотландия, лучше относящаяся к ЕС, выйдет из Великобритании. Между тем именно в Шотландии базируется британский ядерный щит - подлодки типа Vanguard.
"Более того, если Великобритания проголосует за Brexit, это приведет к периоду сумятицы, когда британцы и остальные европейцы будут обсуждать характер своих дальнейших отношений. Великобритании и ЕС придется принять торговый договор, и его условия наверняка вызовут споры. Пока будут идти эти переговоры, европейцы будут сосредоточены на внутренних делах, а не внешней угрозе с востока. И наконец, прибалты опасаются, что выход Великобритании из ЕС повлечет за собой цепочку новых выходов. Многие страны-члены очень недовольны ЕС, и Путин поддерживает европейские партии, настроенные против ЕС, - и крайне левые, и крайне правые".
"Победа Brexit на референдуме в Великобритании будет на руку Путину. Последнее, что нужно Западу, - разделение Европы, которое позволит Путину использовать стратегию "разделяй и властвуй". Британских избирателей, возможно, не волнует, что думают другие, но у их союзников есть веские причины хотеть, чтобы они оставались в ЕС", - резюмирует политолог.
Ранее о выгоде Вrexit для Путина писала британская пресса, развивая высказывание премьера Дэвида Кэмерона, который заявил, что в случае выхода страны из ЕС Путин будет счастлив. "Стоит задаться вопросом: кто был бы счастлив, если бы мы вышли? Путин может быть счастлив. Я подозреваю, Аль-Багдади (лидер запрещенной в РФ террористической группировки "Аль-Каида". - Прим. NEWSru.com) тоже".
В Кремле отметили, что привыкли к использованию "российского фактора" в электоральной кампании в США, но "использование российского фактора или фактора президента Путина в теме Вrexit" было новым для российского руководства".
Референдум о выходе Британии из Евросоюза состоится 23 июня. Ему предшествовала сделка между Лондоном и Брюсселем, которая обеспечивает Британии особый статус в составе ЕС. Речь, в частности, идет о независимости финансистов лондонского Сити от европейских регуляторов и закреплении принципа хождения в Евросоюзе нескольких валют. Кроме того, договор включает в себя формальное признание права Великобритании на отказ от дальнейшей интеграции.
Вопрос о членстве страны в ЕС расколол политические элиты страны вплоть до министров правительства Дэвида Кэмерона, который сам выступает за сохранение Великобритании внутри европейского содружества государств.
По данным опроса независимого агентства Ipsos-MORI, приблизительно половина жителей крупных европейских государств считает выход Великобритании из ЕС весьма вероятным. Более того, 45 процентов опрошенных из Бельгии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Польши, Испании и Швеции высказались за проведение в своих странах референдума, аналогичного британскому.