Как отметила Washington Post, уровень американской делегации призван продемонстрировать иранской стороне серьезность настроя администрации Обамы на участие в переговорном процессе с Тегераном, который ведут постоянная пятерка Совета Безопасности ООН и Германия.
Представители правительства США заявили, что не знают, с какими предложениями в Вену, где будет рассматриваться вопрос о возможном обогащении иранского урана на территории третьих стран, прежде всего - России, для научно-исследовательских целей, едет делегация Тегерана.
Тем более что представители иранских властей обвинили США и Британию в подготовке теракта на юге этой страны, случившегося накануне венских переговоров и унесшего жизни более 40 человек, в том числе видного военачальника КСИР. Как указал спикер меджлиса Али Лариджани, диверсия в Сарбазе "сожгла мосты", которые собирался установить с Тегераном американский президент Барак Обама.
Вместе с тем, американские эксперты подчеркнули, что настраиваются на напряженный диалог по графику возможного обогащения, объемам выплат за него и другим деталям этого достаточно сложного технологического процесса, передает ИТАР-ТАСС.
Консультации пройдут под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), штаб-квартира которого расположена в Вене. Согласно данным американских властей, идти они будут по меньшей мере два дня.
США предлагают рассмотреть на них возможность обогащения в России до уровня почти 20% около 80% имеющегося у Ирана запаса низкообогащенного урана для его дальнейшего использования в медицинских целях в качестве топлива на исследовательском реакторе в Тегеране.
В топливные сборки обогащенный в России иранский уран предполагается превращать во Франции.
Договоренность об обсуждении данного блока вопросов была достигнута на встрече политических директоров группы "пять плюс один" и Ирана в Женеве 1 октября.
Необходимость поставок обусловлена тем, что имеющийся запас топлива для тегеранского реактора, на котором производятся изотопы для медицинских целей, подходит к концу.
По приблизительным оценкам, его хватит еще примерно на полтора года, поэтому решать вопрос надо достаточно быстро, иначе реактор придется останавливать, что нанесет значительный ущерб иранской радиофармацевтике.
Особая сложность для Ирана состоит в том, что речь идет о реакторе американского производства, а топливо, на котором он работает, - весьма специфическое, и произвести его может лишь очень ограниченное число поставщиков.
Эксперты исходят из того, что Ирану нужно 116 кг свежего топлива - ровно столько у него было в прежнем запасе. Для производства этого количества потребуется около 1200 кг недообогащенного урана. Это - практически все, что иранцам удалось к настоящему времени наработать с использованием газовых центрифуг в Натанзе. Степень обогащения этого ядерного материала составляет порядка 3,5%.
В итоге убиваются сразу два зайца. Во-первых, Иран получает необходимое количество свежего топлива, а вместе с ним и шанс наглядно продемонстрировать мировому сообществу, что обогащает уран исключительно в мирных целях и готов использовать его соответствующим образом.
Во-вторых, сделка, гарантом и координатором осуществления которой выступит МАГАТЭ, позволит на какое-то время снять озабоченность мирового сообщества относительно того, что Иран сможет дообогатить наработанный уран до "оружейной" степени.