В марте 1985 года Усcольцев был майором КГБ в Дрездене, когда в офисе российской разведки появился новый человек - Владимир Путин. "Сослуживец" - так называется книга о Путине.
Как пишет Tagesspiegel, с усердием и тщательностью пчелки, основываясь на дневниковых записях, вести которые чекистам на действительной службе было строго запрещено, Уcсольцев реконструирует будни третьестепенного филиала КГБ. Там тогда никто не мог даже подумать, что один из них вскоре будет творить историю.
Для русской души, жаждущей мистического преображения героя, существует дьявольское искушение предавать задним числом глубокий смысл любой детали и каждой вскользь брошенной фразе. Усcольцев, однако, поддается ему редко. Кроме того, он развенчивает некоторые мифы, авторами которых являются западные путинологи.
Например, о превосходном владении Путиным немецким языком и его прежних политических взглядах. Лишь его жена Людмила уже тогда могла думать, что ее Володя предназначен для того, чтобы вершить "великие дела". Согласно Усcольцеву, Путин - это только один из славной шестерки, которая несли службу на Эльбе, поддерживала больного лидера на Москве-реке и видела своей целью борьбу не против НАТО, а против своих все более независимых вассалов.
"Луч" - так называлось предприятие в Дрездене, которое непосредственно подчинялось московскому центру КГБ на Лубянской площади. "Луч", утверждает Уссольцев, не был элитным подразделением КГБ, которое якобы должно было свергнуть Хонеккера, как считает немецкий биограф Путина Александр Рар.
Путину особенно удавался сбор информации. "Лучу" он обязан необычному двукратному повышению в звании в течение всего пяти лет службы на одном месте и посту партийного секретаря группы. Тем самым де-факто он стал номером два в "конторе". Его кабинет превратился в дискуссионный клуб, где наряду с журналами Spiegel и Stern лежали каталоги посылочной торговли классового врага. Из них жены чекистов, полностью отгороженные от внешнего мира, черпали кулинарные рецепты и модели для вязания.
Мужчины по пятницам любили ходить в сауну, которая в 1985 году по инициативе Путина была оборудована в подвале здания КГБ. Затем под пиво они смотрели телевизор. Не государственную программу из Москвы, которая транслировалась через спутник. У них была тарелка, и они могли видеть то, что во времена ГДР в Дрездене было невозможно, - программы западногерманского телевидения.
В передачах классового врага они следили за безрезультатной встречей Горбачева и Рейгана в Рейкьявике и драматическим финалом матча между Карповым и Каспаровым. Тогда как его коллеги ставили на осторожного Карпова, Путин открыто симпатизировал агрессивно играющему Каспарову.
Позже он даже высказывал сомнение в правомерности решений советских судов, приговаривавших валютчиков к расстрелу. Еще он иронизировал по поводу "развитого социализма": "Когда социализм еще был развит слабо, в продаже была колбаса". Но, как пишет Уссольцев, из-за этого Володя диссидентом не стал.
Когда в ноябре 1989 года пала Берлинская стена, люди с Ангеликаштрассе под его руководством в последний момент спасли картотеку агентуры КГБ, которая в копии находилась в главном управлении "Штази" в Дрездене. Во втором томе его официальной биографии Путин, обливаясь слезами, жалеет, что посткоммунистическая Россия не смогла как следует защитить этих людей.
Уссольцев, неофициальный биограф, в 1990 году стал пражским предпринимателем. Сегодня он настолько боится Путина, что контакт с ним возможен только по электронной почте. Первоначально выход его книги планировался на июль. Однако издателя в Москве Уссольцев не нашел. Теперь его рукопись ходит по рукам, как когда-то литература "самиздата".
Очевидно, знать многое о Путине - опасно. Сталин обычно говорил: "Меньше знаешь, лучше спишь".