Утром 13 мая 2003 года 40 сотрудников Федерального управления уголовной полиции штурмовали офис риелторской компании St. Petersburg Immobilien und Beteiligungs AG (SPAG) в городе Мерфельден-Вальдорф (Гессен), подозреваемой в отмывании денег.
Одновременно проводился обыск на частных квартирах менеджеров SPAG. Около 13 часов о полицейской акции был проинформирован непосредственно федеральный канцлер Герхард Шредер, соответствующее уведомление из Германии поступило также в российское министерство внутренних дел. Необычная информационная политика полиции имела вескую причину: удар по SPAG мог вызвать дипломатические осложнения, так как расследование данного дела затрагивало окружение российского президента Владимира Путина.
Местом, откуда пошли эти сомнительные связи, Рот называет Санкт-Петербург, где в начале 90-х годов Путин, как он считает, "не мог не играть значительной роли в государственно-криминальных властных структурах". Тогда сегодняшний президент был заместителем мэра Анатолия Собчака и возглавлял комитет внешнеэкономических связей. Исходя из данных немецких и иностранных спецслужб, Рот утверждает, что в те годы в Петербурге у Путина возникли, по меньшей мере, опосредованные контакты с мафией, которые сохранились до сегодняшнего дня.
Рот в своей книге пишет о некоторых друзьях Путина, которые поддерживали связи с мафией или же непосредственно оказались причастными к криминальным махинациям. Центральную роль в этом он отводит Владимиру Смирнову, соратнику Путина с 1991 года. Позже Путин забрал Смирнова в Кремль, где тот отвечал за управление государственной недвижимостью в стране и за рубежом. Смирнов сегодня возглавляет торговую фирму и продает за границу обогащенный уран, но параллельно с дружескими отношениями с Путиным с 1993 года также поддерживает тесную связь с Владимиром Кумариным, который, как утверждает Рот, является главой тамбовской группировки.
По оценке российских органов безопасности, "тамбовская" группировка является самой влиятельной криминальной организацией Санкт-Петербурга с конца 1995 года и якобы контролирует теневое правительство, экономику и администрацию многомиллионного города. "Тамбовская" группировка активно действует также за границей, в частности, в Германии, где она, по утверждению следователей, установила контроль над гессенской компанией SPAG и использовала ее для отмывания денег.
Рот в своей книге цитирует доклад ФСБ, где говорится, что "тамбовская" группировка по-прежнему поддерживает контакты с Путиным. Однако посредником, как предполагают в ФСБ, является уже не Смирнов, а один адвокат из Санкт-Петербурга, который поддерживает "весьма тесные связи с Путиным" и имеет "особый статус".
СПРАВКА: "тамбовская" ОПГ
По данным РУОП, "тамбовская" преступная группировка насчитывает около 300 активных участников. В настоящий момент она занимает лидирующее положение в Санкт-Петербурге.
Занимается преимущественно вымогательствами, похищениями людей, ограблениями и разбойными нападениями. В преступном сообществе господствует строгая дисциплина и абсолютное подчинение лидерам. Мозговым центром "тамбовцев" стал Владимир Кумарин.
Именно его называют основателем группировки. Оперативное же руководство осуществляет другой лидер - Валерий Ледовских.
Cвое название тамбовская преступная группировка получила из-за того, что Кумарин и Ледовских - выходцы из Тамбовской области.
Впервые "тамбовцы" заявили о себе в 1989 году, когда поставили под свой контроль вещевой рынок около станции метро "Удельная" и начали собирать дань с местных спекулянтов. Это не понравилось "малышевской" и "казанской" бригадам, которые к тому времени уже имели немалый вес в Санкт-Петербурге. С ними у "тамбовских" случались стычки на пустыре неподалеку от рынка. Правда, в те годы разбирались, в основном, на кулаках, ножах и кастетах. Из года в год влияние "тамбовцев" росло: им начали платить крупные коммерческие структуры, а также ряд банков, автостоянок и городских рынков. Уже к середине 1993 года "тамбовцы" заняли лидирующее положение в городе. Видимо потому, что силами РУОП были значительно ослаблены позиции "малышевского" сообщества. Затем "тамбовская группировка" начала вкладывать деньги в легальный бизнес, особенно ее привлекала торговля бензином.
До последнего времени правоохранительным органам города не удавалось привлечь к ответственности лидеров сообщества. Исключение составил Владимир Кумарин, осужденный в 1989 году за вымогательство, но освободившийся через четыре года по амнистии. Гораздо больше неприятностей "тамбовцам" доставляли конкуренты - "малышевцы" и "казанцы".
Летом 1994 года автомобиль Владимира Кумарина попал под обстрел. Кумарин был тяжело ранен и вынужден был отправиться на лечение в Швейцарию. Вскоре погиб активный участник "тамбовской" группировки Андрей Степанов ("Анджей"): он был застрелен в его собственном доме в центре Будапешта. Через полгода был убит Николай Гавриленков ("Степаныч"), а в октябре того же года в перестрелке был смертельно ранен Михаил Браввэ, которого РУОП также относило к главарям "тамбовской" бригады.