Голосование, которое началось в 08.00 по местному времени (07.30 по Москве), должно было завершиться в 18.00 (17.30), однако власти пять раз продлевали время работы избирательных участков, аргументируя это тем, что избиратели более активны в вечернее время суток.
Из почти 70-миллионного населения Исламской Республики проголосовать могли около 43,8 миллиона иранцев. По неофициальным данным на 16.00 по местному времени (15.30 мск), свои голоса за будущих депутатов меджлиса отдали 16 миллионов (36,5%) граждан Ирана, имеющих право голоса.
Предварительные результаты выборов пока неизвестны, но официальные представители обещают огласить их уже утром в субботу.
Эксперты прогнозировали явку на уровне от 52 до 70%.
"Уровень участия избирателей в этих выборах стал выше, чем в голосовании на выборах в парламент седьмого созыва", - сказал журналистам глава МВД Ирана Мостафа Пур-Моххамади, не уточнив реальную явку избирателей.
Окончательные итоги власти обещают обнародовать до 20 марта, то есть до наступления Ноуруза - иранского нового года по солнечному календарю. С наступлением этой даты в Иране почти на две недели закрываются все государственные учреждения, и жители страны проводят новогодние "каникулы".
Нынешние выборы в парламент восьмого созыва станут индикатором политических предпочтений иранцев накануне президентской гонки, которая состоится летом 2009 года.
В Тегеране подчеркивают, что итоги выборов в будущий парламент не отразятся на ирано-российских отношениях. Как заявил ранее в интервью РИА Новости официальный представитель комиссии по внешней политике и безопасности нынешнего парламента Ирана Казем Джалали, "Россию и Иран связывают стратегические, дружеские и многосторонние отношения". По его словам, за расширение сотрудничества с РФ выступают как духовный лидер и руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи, так и президент Махмуд Ахмади Нежад.
По мнению Джалали, "любая политическая сила, которая одержит победу на этих выборах, будет придерживаться курса на поддержание добрососедских отношений с РФ".
Расклад политических сил
Сложившаяся в преддверии голосования "политическая карта" Исламской Республики такова, что почти все участники парламентской гонки в той или иной степени тяготеют к одному из двух полюсов - консервативному или реформистскому. Первые ставят во главу угла неукоснительное следование принципам исламской революции и идеям основателя Исламской Республики имама Рухоллы Мусави Хомейни, а также проведение жесткой дипломатической линии по отношению к Западу.
На выборах они будут представлены, в первую очередь, двумя блоками - Объединенным фронтом консерваторов (ОФК) и Расширенной коалицией. Местные эксперты указывают на неоднородность консервативного лагеря, ссылаясь на широкий спектр относящихся к нему политических партий и отсутствие единого мнения по ряду аспектов политики нынешнего правительства, в том числе в области экономики.
Что касается реформаторов, то они выступают за социальные и политические перемены, определенную либерализацию общества, но при этом не отказываются от ценностей исламской революции. Во внешней политике реформаторы допускают потепление в отношениях с Западом и выражают несогласие с курсом нынешнего президента Махмуда Ахмади Нежада, по их мнению, угрожающим стране изоляцией и даже военным конфликтом.
Особняком среди основных политических сил стоят сторонники экс-спикера парламента Мехди Кярруби и его партии Национального доверия. Разделяя реформистские идеи, Кярруби дистанцировался от своих бывших "попутчиков", и принял решение идти на выборы собственным списком.
Хотя избирательную кампанию в целом характеризуют как спокойную, в ней нашлось место и бурным страстям. Так, жаркие дискуссии вызвала дисквалификация большей части реформистской оппозиции в процессе рассмотрения органами исполнительной власти ИРИ так называемой "компетентности" потенциальных народных избранников. Некоторые представители этого политического лагеря выступили с критикой в адрес властей и даже отказались от участия в выборах из солидарности с "отвергнутыми" однопартийцами. В результате, реформисты в лучшем случае могут претендовать на не более, чем 30% парламентских кресел, однако, по мнению наблюдателей, их реальные шансы значительно ниже.
Как отмечают политологи, выборы в меджлис станут своеобразной лакмусовой бумажкой, которая определит расклад политических сил в стране в преддверии президентской гонки 2009 года, а также продемонстрирует уровень поддержки населением курса Ахмади Нежада.
Его сторонники - консерваторы - нанесли реформаторам сокрушительное поражение на выборах 2004 года. Однако в настоящее время в адрес иранского президента со стороны обеих политических сил периодически звучат критические замечания по поводу его политики, приведшей к 20-процентному уровню инфляции и санкциям мирового сообщества в отношении ИРИ.