Окружной судья Т.С. Эллис обрушился на правительство, выступая на слушаниях по делу о депортации Конаныхина, которые проходят в вашингтонском пригороде Александрия (штат Вирджиния).
"Я надеюсь, что исполнительная ветвь власти, пообещавшая что-то или оказывающая услугу за услугу российской милиции или чиновникам, которые добиваются выдачи Конаныхина, не помешает нашему правительству выполнить суть договоренности (речь идет о договоре Конаныхина с иммиграционным судом, согласно которому он имеет право оставаться в США вплоть до окончательного решения своего дела) и довести до конца рассмотрение его просьбы о предоставлении убежища", - заявил Эллис.
Бывший основатель и глава Всероссийского биржевого банка (ВББ) Александр Конаныхин проживает в США с 1992 года. В 1994 году Главная военная прокуратура России обвинила его в хищении 8,1 млн долларов у своего же банка, хотя сам банкир жаловался, что деньги украли его сотрудники и партнеры. В начале 90-х непродолжительное время членом совета директоров ВББ был Ходорковский, а потом сам Конаныхин работал у него в банке МЕНАТЕП.
В 1999 году иммиграционный суд США предоставил Конаныхину убежище. По словам судьи, Конаныхин доказал, что его опасения об ожидающем его в России преследовании в случае его высылки "хорошо обоснованы".
Американское правительство подало на апелляцию, и в ноябре 2003 года иммиграционная комиссия министерства юстиции отменила предыдущее решение суда. Комиссия постановила, что в случае возвращения в Россию Конаныхину не грозит никакого политического преследования.
Конаныхин, в свою очередь, тоже подал на апелляцию в апелляционный суд Ричмонда, штат Вирджиния, где его дело находится на стадии рассмотрения.
В ожидании решения суда 18 декабря Конаныхин и его супруга попытались выехать в Канаду и попросить убежища в этой стране, однако на границе они были задержаны американскими властями, которые были намерены депортировать их немедленно.
Судья Эллис остановил процесс депортации в тот момент, когда Конаныхин должен был вот-вот сесть в самолет, направляющийся в Москву.
По словам Конаныхина, его не имеют права депортировать, согласно условиям его договора с иммиграционными властями от 1997 года, который позволяет ему оставаться в США вплоть до окончательного рассмотрения его запроса на получение убежища.
Федеральные прокуроры заявляют, что Конаныхин нарушил условия этой договоренности и, таким образом, ничто не мешает его депортации.
Конаныхин не исключает, что в России ему грозят пытки и, возможно, даже убийство, так как из него будут пытаться вытянуть информацию о Ходорковском.
"Прежде чем я умру, я уверен, что меня будут пытать, чтобы из моих собственных уст прозвучали свидетельства, которые, я знаю, будут ложными, но которые приведут к незаконному осуждению Ходорковского и исполнению приговора", - заявил он в своих письменных показаниях суду.