Суд назначил наказание Владимиру Лобану в виде лишения свободы сроком на три года, Олегу Федоркевичу - 3,5 года, Дмитрию Доронину - 3,5 года, Сергею Казакову - три года, Виталию Мацукевичу - три года, Евгению Секрету - три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Прокурор просил для члена инициативной группы Андрея Санникова (одного из кандидатов в президенты Белоруссии) Евгения Секрета, активиста гражданской кампании "Европейская Беларусь" Сергея Казакова, рабочего МАЗа Дмитрия Доронина и Виталия Мацукевича - 4 года колонии строгого режима; инженеру Владимиру Лобану и Олегу Федоркевичу - 3,5 года строгого режима, сообщает белорусский оппозиционный ресурс "Хартия`97".
Обвиняемых уличили в нападении на Дом правительства: участники беспорядков разбили остекление и пытались выломать двери, чтобы ворваться в правительственную резиденцию.
Адвокат Сергея Казакова заявил, что квалифицировать действия подсудимых как умышленное объединение в "единую разрушительную силу", как это квалифицировал прокурор Мельник, - нельзя. Ведь в этом случае материальный ущерб, нанесенный зданию Дома правительства, был бы значительно большим, чем указанные 14 миллионов 480 тысяч белорусских рублей.
Адвокат также сказал, что в поведении Сергея Казакова отсутствуют действия, которые можно квалифицировать по статье 293 УК Белоруссии, и просил его оправдать. Сам Казаков заявил судье, что его жизнь будет на ее совести. "Рано или поздно придет время, когда за это придется отвечать. Я буду бороться и знаю, что я не один - мы будем бороться", - сказал Казаков.
Адвокат Дмитрия Доронина заявила, что ее подзащитный никакого вреда не нанес, и опровергла утверждение обвинения, что Доронин участвовал в массовых беспорядках, поскольку таких беспорядков, как она убеждена, и вовсе не было. Видеоматериалы не подтвердили обвинение, будто Доронин избивал сотрудников милиции. Адвокат не поняла, почему сотрудники правоохранительных органов вели видеосъемку попытки выломать двери в Дом правительства, но при этом не пытались пресечь эти противоправные действия. Сам Доронин сказал, что свои действия квалифицирует как хулиганство, но он не участвовал в массовых беспорядках.
Адвокат Федоркевича согласилась с высказыванием коллеги и подтвердила заявление, что события на площади Независимости не являлись массовыми беспорядками. Юрист сослалась на заявления свидетелей, что дверь били только несколько человек, на несовпадения фактов в материалах предварительного следствия. Адвокат поддержала коллегу, адвоката Сергея Казакова, в том, что существуют несколько протоколов осмотра площади после событий, которые существенно отличаются друг от друга и даже противоречат друг другу. Сам Федоркевич спросил, как его выступление повлияет на приговор. Присутствующие в зале рассмеялись. Тогда подсудимый заявил: "Для раба главное - не свобода, для раба главное - месть. Если один человек считает для себя возможным быть выше Конституции и наказывать других за какие-то действия, то это и есть самая большая несправедливость".
Адвокат Мацукевича последовательно отвергла все выдвинутые ее подзащитному обвинения. Она заявила, что нет статьи, согласно которой можно наказывать за призыв "Белорусы, сюда!". По словам адвоката, в действиях ее подзащитного не содержится состава преступления, которое может быть наказано лишением свободы сроком до 8 лет. Адвокат призвала судью не допустить, чтобы в отношении молодого человека была учинена несправедливость. Сам Мацукевич заявил: "Я признаю, что выкрикивал фразу "Белорусы, сюда!". Но, находясь в СИЗО, думал - что тут криминального? Там было еще два человека, которые дали покаянные показания, их отпустили, а я остался".
Адвокат Евгения Секрета подчеркнула, что в ходе процесса прокурор часто произносил слово "толпа" и называл толпу "бесчинствующей", "разрушительной силой" и т.д. А судят лишь несколько человек - почему не толпу? - восклицала адвокат.
Адвокат Секрета подчеркнула, что он имеет высшее образование, пишет стихи и прозу, увлекается ландшафтным дизайном, что он - не разрушитель и не погромщик, а созидатель и творческая личность. А на площади он лишь ударил один-два раза по ограждению под влиянием действий спецназовцев, которые избивали людей. Сам Секрет сказал, что своими показаниями способствовал следствию, и попросил не лишать его свободы на длительный срок. Он не считает, что участвовал в массовых беспорядках, подчеркивает, что это была мирная акция и никто не собирался захватывать здание правительства.
Адвокат Лобана также свидетельствовала о том, что действия участников акции протеста не могут квалифицироваться как массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием и убийствами. Не было никакого вооруженного сопротивления, так как не было никакого оружия. Адвокат подчеркнула, что, отобрав у спецназовца щит, Лобан вернул его целым и невредимым назад. Сам Лобан попросил пощады, сказав, что он против насилия, которое порождает насилие.
5 мая суд Октябрьского района Минска вынес по делу о беспорядках аналогичное решение: приговорил пятерых участников массовых беспорядков к 3 и 4 годам лишения свободы. Так, Павлу Виноградову и Александру Киркевичу суд назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года в колонии усиленного режима, а Дмитрий Дрозд, Андрей Протасеня и Владимир Хомиченко получили 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Прокурор просил для Протасени и Хомиченко 3 года, для Дрозда - 3,5 года, для Виноградова и Киркевича - 4 года.
Напомним, в Минске также проходит суд над Ириной Халип, корреспонденткой российской "Новой газеты" и супругой Андрея Санникова, арестованного кандидата в президенты на выборах декабря 2010 года, и Павлом Северинцем. Они не признали себя виновными в участии в массовых беспорядках, в то же время третий обвиняемый Сергей Марцелев - глава избирательного штаба экс-кандидата в президенты Николая Статкевича - признал свою вину полностью.
Всего по делу о массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года в статусе обвиняемых находится свыше 30 человек, среди обвиняемых - пять экс-кандидатов в президенты - Санников, Статкевич (находятся в СИЗО КГБ), Владимир Некляев (под домашним арестом), Алесь Михалевич и Виталий Рымашевский (были отпущены под подписку о невыезде). Позднее Михалевич сбежал в Чехию и попросил там политического убежища. Среди подозреваемых - два экс-кандидата в президенты Григорий Костусев и Дмитрий Усс, с которых взята подписка о невыезде.