Кроме того, Владимир Хомченко решением суда определен на принудительное лечение от хронического алкоголизма, передает белорусское информационное агентство "БелТА".
Судебное разбирательство над пятью фигурантами уголовного дела о массовых беспорядках 19 декабря длилось пять дней. Всем им предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках. Только один из фигурантов уголовного дела, Протасеня, полностью признал свою вину. Виноградов и Хомиченко вину признали частично, Дрозд и Киркевич вину не признали.
Государственный обвинитель, выступая на суде, подчеркнул, что 19 декабря прошлого года на основании надуманных доводов о недемократичности выборов и фальсификации их результатов обвиняемые присоединились к бесчинствующей толпе и приняли активное участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок, сопровождающихся оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Они с применением физической силы в составе толпы пытались проникнуть в Дом правительства, ломали двери и ограждения, оказывали активное сопротивление правоохранительным органам.
Ранее по делу о беспорядках были осуждены девять человек. Оппозиционер Василий Парфенков и пресс-секретарь бывшего кандидата в президенты Белоруссии Андрея Санникова Александр Отрощенков были приговорены к четырем годам лишения свободы. Александр Молчанов был приговорен к трем годам лишения свободы, Дмитрий Новик - к 3,6 года лишения свободы. Граждане России Артем Бреус и Иван Гапонов были приговорены к штрафу в размере 300 базовых величин (около 3500 долларов) каждый.
Обвиняемый в массовых беспорядках Дмитрий Медведь был осужден на три года. Активист движения "За свободу" Никита Лиховид получил 3,5 года лишения свободы в колонии усиленного режима.
Кроме того, по статье 342 УК Белоруссии (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественных порядок, либо активное участие в них) был осужден Дмитрий Бондаренко - доверенное лицо экс-кандидата в президенты Санникова - на два года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Соперники президента Лукашенко оправдываются на суде: они не хотели проблем с ЕС
Одновременно в суде Фрунзенского района Минска проходит разбирательство по делу экс-кандидатов на президентский пост Владимира Некляева и Виталия Рымашевского. По делу также проходят руководитель предвыборного штаба Некляева Андрей Дмитриев, члены этого штаба Александр Федута и Анастасия Полаженко. Все они обвиняются по ч.1 ст.342 Уголовного кодекса Белоруссии "Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них". Шестой фигурант дел - Сергей Возняк - обвиняется по ч.1 ст.342 и ч.1 ст.401 "Заведомо ложное показание" УК РБ.
На заседание суда в четверг пришли представители дипломатических миссий, в частности Литвы, Польши, Великобритании, а также наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), приглашенные белорусской стороной, сообщает "БелТА".
Адвокаты Некляева заявили ходатайство об изменении меры пресечения своему подзащитному, который сейчас находится под домашним арестом. "Заверяю высокий суд, что он будет являться по первому вашему вызову", - заявил один из защитников. Суд не удовлетворил это ходатайство: "Никаких обстоятельств, требующих изменения меры пресечения, не имеется... Некляеву оказывается квалифицированная медицинская помощь".
Суд также рассмотрел ходатайство защиты о вызове нескольких свидетелей. Судья заявила, что защита может попросить об этом позже, когда будут допрошены уже имеющиеся свидетели защиты и обвинения. Таким образом, адвокаты не получили однозначного отказа по этому ходатайству.
На вопросы государственного обвинителя отвечал обвиняемый Александр Федута. Он заявил, что организация митинга на площади Независимости не преследовала целью призвать страны Европейского союза ввести санкции в отношении Белоруссии, передает "Интерфакс".
"Митинг был направлен на то, чтобы, наоборот, не допустить изоляции, а вовсе не на то, чтобы ввести политические и экономические санкции. Мы стремились к тому, чтобы страна не получила изоляции в мире, чтобы мир увидел, что противоборствующие стороны умеют вести диалог и договариваться", - сказал Федута.
Он до настоящего времени убежден в том, что "диалог между властью и оппозицией - это единственное, что может вывести страну из политического и экономического кризиса".
Федута также заявил, что в штабе Некляева не прорабатывали силового варианта развития событий 19 декабря. "Я был против стояния на Октябрьской площади, так как там рядом находится администрация президента. В случае отступления туда людей опасность была бы высокой. Я сразу предложил идти к Дому правительства, там есть круглосуточный дежурный и кнопка вызова", - сказал он в суде, отвечая на вопросы государственного обвинителя.
Федута добавил, что в штабе планировали вызвать этого дежурного и вручить ему резолюцию о том, что выборы прошли с нарушениями. "Если ответ положительный - ждем и ведем переговоры с правительством, если нет - переговоры с действующим президентом. Только мирные переговоры, никаких силовых вариантов", - подчеркнул он.
Федута выразил уверенность в том, что силовой разгон массовой акции на площади был провокацией. "Я считаю, что это провокация, но чья провокация - не берусь утверждать", - сказал он.
Федута также обратил внимание суда на то, что в качестве доказательств по делу нельзя привлекать распечатанные с личных электронных носителей данных обвиняемых проекты тех или иных документов. "Распечатка проектов документов не может служить доказательствами, потому что все хорошо знают, сколько тот или иной руководитель пишет проектов", - сказал он. Федута также выразил сомнение в прозрачности выборов и заметил: "Если глава соседнего государства знает, сколько будет зарегистрировано кандидатов задолго до того, как завершилась их регистрация, значит, решение принимает не Центризбирком".
Государственный обвинитель по делу кандидатов в президенты Белоруссии Владимира Некляева и Виталия Рымашевского ранее заявил, что гражданская кампания "Говори правду" получала средства на подготовку к президентским выборам, а также организацию беспорядков 19 декабря 2010 года от иностранных спонсоров. Кроме того, по его словам, эти средства использовались на выпуск печатной продукции с призывами прийти на площадь в центре Минска 19 декабря. Государственный обвинитель обратил внимание на то, что призывы к участию в массовых беспорядках и "инициированию причин со стороны ЕС для непризнания выборов и введения экономических санкций" продолжали звучать и после того, как органы милиции и прокуратуры вынесли обвиняемым официальные предупреждения.