Один из арестованных в Грузии фотографов, Гиоргий Абдаладзе, обратился к президенту страны Михаилу Саакашвили с требованием объяснить причину преследования
Reuters
Один из арестованных в Грузии фотографов, Гиоргий Абдаладзе, обратился к президенту страны Михаилу Саакашвили с требованием объяснить причину преследования, передает BBC. Он также высказал предположение о том, за что именно были задержаны фотокорреспонденты, которых власти Грузии обвиняют в шпионаже. Между тем другой арестованный - личный фотограф Саакашвили - уже сознался: его завербовали российские спецслужбы.

"Мы уже четвертый день находимся в заключении по вашему непосредственному приказу, - говорится в обращении Абдаладзе, распространенном через компанию "Алия-Холдинг", с которой сотрудничал Абдаладзе. - Четыре дня я думаю, что могло вызвать такое ваше раздражение и за что вы решили нас наказать?"

"Вы, конечно, хорошо знаете, что ни один из нас ни в чем не виноват и мы лишь выполняли наш профессиональный долг. Именно за это мы наказаны?" - обращается фотограф к президенту со страниц газеты "Квирис Кроника" ("Хроника недели"), выпускаемой "Алия-Холдинг".

Арестованный фотограф утверждает, что никогда не делал ничего во вред своей стране и высказывает предположение, что он и его коллеги были задержаны из-за фотографий, сделанных во время митинга оппозиции 26 мая в Тбилиси, передает "Интерфакс".

По словам Абдаладзе, в тот день он, как и другие задержанные фотографы - сотрудник администрации президента Ираклий Геденидзе и фотокорреспондент Европейского фотоагентства (EPA) Зураб Курцикидзе - делали фотографии разгона митинга полицией. Снимки попали в ведущие мировые СМИ.

"Два моих кадра попали на веб-страницу Associated Press, откуда они попали в ведущие газеты Eвропы и США. Также скандальные фото сняли Зураб Курцикидзе и фотокорреспонденты France Press и Reuters. Но, лучшие фотографии были у Ираклия Геденидзе. Он пришел на место разгона вместе со спецназом. Из всех у него были лучшие условия для съемки, так как полицейские знали, что он личный фотограф президента и не мешали ему", - говорится в письме Абдаладзе.

При этом он отмечает, что Геденидзе сделал фото, где был заснят "убитый спецназовцами человек". "Это фото он продал Курцикидзе, который распространил его через Европейское фотоагентство EPA", - сообщил автор письма. Фоторепортер уверен, что именно эти фотографии стали причиной их задержания и обвинения в шпионаже.

По мнению Абдаладзе, фоторепортеров Reuters и France Press не задержали лишь потому, что у них имеются официальные представительства в Грузии и это "вызвало бы международный скандал". Фоторепортер заявляет, что других причин задержания не видит. Виновным он себя не признает и продолжает голодовку.

В обращении к президенту Грузии Абдаладзе говорит, что он готов пожертвовать собой для защиты правды и свободы слова. "Я отсюда выйду или живой и правый, или мертвый, но все равно правый! Именно это послужит пробуждению грузинских медиа, международного сообщества и нашего народа", - говорится в обращении арестованного фотографа.

В выходные ответственный редактор "Алия-Холдинга" Дмитрий Тикарадзе также подтвердил, что Абдаладзе продолжает сухую голодовку.

"Личник" Саакашвили сознался в шпионаже на РФ

Между тем личный фотограф президента Грузии Ираклий Геденидзе, арестованный в Тбилиси в минувший четверг в составе группы журналистов, обвиняемых в шпионаже, начал давать признательные показания. По его словам, он был завербован Главным разведывательным управлением (ГРУ) Минобороны России и в течение ряда лет передавал в Москву сведения, "содержавшие государственную тайну", пишут "Известия".

При этом, как отмечает издание, ни Ираклий Геденидзе, ни другие прикрепленные фотографы не имели доступа к сколь-нибудь по-настоящему секретным материалам, способным заинтересовать российскую военную разведку. Единственное, чем они могли поделиться с ГРУ, - это компроматом личного характера на Михаила Саакашвили или на руководителей МИД Грузии, считает газета.

Специалисты, однако, предостерегают от недооценки значения подобной информации в работе современных спецслужб. "Никто не ждал от фотографа Саакашвили чертежей сверхсекретного оружия или планов военных операций, - рассказал журналистам бывший генерал КГБ, а ныне член Совета по внешней и оборонной политике России Владимир Рубанов. - Но вот личные фотографии - там Миша галстук пожует, сям окажется за одним столом с вором в законе - могут, накапливаясь, оказаться в итоге весьма полезными".

Согласен с этой точкой зрения и президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер. По его словам, в условиях психологической войны, идущей сегодня между Россией и Грузией, любая информация о жизни и деятельности политических фигур первого ряда представляет интерес с точки зрения ведения переговоров и определения тонкой политической конъюнктуры.

Никаких официальных комментариев от управления пресс-службы и информации российского Министерства обороны, которому, собственно, и подчиняется ГРУ, пока не поступало.

Шпионский фотоскандал в Грузии

Напомним, четверо известных в Грузии фотографов - бывший фотокорреспондент агентства Associated Press (AP) Гиоргий Абдаладзе, репортер Европейского фотоагентства (EPA) Зураб Курцикидзе, личный фотограф президента Ираклий Геденидзе и его супруга Натия Геденидзе - были арестованы в ночь на четверг, 7 июля, на прошлой неделе.

Правозащитники и журналисты в течение двух дней добивались от грузинских властей подробной информации о происходящем. Однако власти заявили, что "делу фотографов" присвоен гриф секретности, и ограничились лишь короткими комментариями, которые и появились в прессе.

Лишь в субботу в ходе брифинга представитель МВД Грузии объявил, что задержанные фоторепортеры были связаны с российскими спецслужбами и передавали им секретную информацию.

Также в субботу суд удовлетворил ходатайство прокуратуры, избрав для троих задержанных меру пресечения в виде заключения сроком на два месяца. Сторона обвинения заявила, что они подозреваются в особо тяжком преступлении и могут скрыться от следствия, продолжить преступную деятельность, а также помешать сбору доказательств по делу.

Натия Геденидзе была освобождена под залог в 10 тысяч лари (около 6 тысяч долларов). В заявлении суда при этом сообщалось, что она "признается и раскаивается в совершенном преступлении, у нее есть постоянное место жительства и двое малолетних детей".

Ранее в пятницу пресс-служба президента Грузии выразила возмущение в связи с тем, что "дело фотографов" связывают с давлением на СМИ. "Задержанные не были известны своими политическими взглядами, и возмутителен факт, что их задержание было отождествлено со свободой медиа", - заявила пресс-секретарь Саакашвили Манана Манджгаладзе.