Пикантность выборам добавляет тот малоизвестный факт, что находящиеся у власти лейбористы во главе с Блэром привлекли к работе американских политологов. По сведениям The Washington Post, американские политические консультанты вовлечены практически в каждый аспект предвыборной кампании премьер-министра Тони Блэра и его Лейбористской партии (перевод на сайте Inopressa.ru).
Американские специалисты трудятся в относительной безвестности, их британские опекуны следят за тем, чтобы они держались в стороне, а особенно - подальше от жадной до сенсаций британской прессы. Как пишет The Washington Post, американцы проводят опросы общественного мнения, отбирают фокусные группы и помогают сформулировать и оттачивают посыл лейбористов. Они давали советы членам партии по технологиям привлечения и мобилизации избирателей, наработанным во время интенсивных "боевых действий" прошлогодней президентской избирательной кампании. Американцы применили навыки, полученные во время избирательных кампаний сенатора Джона Керри и бывшего губернатора Вермонта Говарда Дина, а также в ходе деятельности MoveOn.org по превращению интернета в мощное оружие политической кампании. Как пишет американская газета, американские специалисты не всегда во всем согласны друг с другом, и не все из них согласны с Тони Блэром и президентом Бушем по поводу войны в Ираке. Однако, как профессионалы по ведению предвыборной игры, они, привлеченные возможностью не только дать консультацию, но и самим чему-то научиться, этой весной прибыли туда, где развернулось основное действие.
В ожидании всеобщих выборов в Великобритании американцы участвовали в разработке деталей предстоящей операции Лейбористской партии. Газета The Washington Post приводит имена и род занятий некоторых американских политологов, которые трудятся на штаб лейбористов. Один из них Зак Эксли, который год назад в это же время включился в кампанию Керри в роли нового директора онлайновых операций. Или Карен Хикс, которая провела всю среду в Рошдейле близ Манчестера, где проводила предвыборную агитацию в районе, где лейбористы британского парламента не в чести. Еще один специалист Стэн Гринберг провел все утро среды за анализом последних частных и государственных опросов общественного мнения. Он продолжает сотрудничество с Блэром и его партией, начатое во время избирательной кампании Билла Клинтона в 1992 году, ставшей образцом для победы Блэра в 1997 году.
Кроме этого на лейбористов работает Марк Пенн, помогавший Клинтону во время перевыборов в 1996 году. Всю ночь на четверг он не спал, обрабатывая результаты последнего опроса и готовя последние рекомендации Блэру и его команде об их заключительном обращении. Тут же и бывалый стратег Демократической партии Боб Шрам. Хотя он отошел от политического консультирования после прошлогодних выборов и уехал преподавать в Нью-Йоркском университете, этой весной он явился в Великобританию, чтобы выступить в роли персонального советника своего давнего друга Гордона Брауна, министра финансов Великобритании.
Американцы ни в коем случае не вытеснили команду британских консультантов Блэра, которые работали с ним долгие годы и остаются лояльной и сплоченной группой, отмечает The Washington Post. Официальные представители Лейбористской партии болезненно реагируют на излишний шум по поводу присутствия американцев, несмотря на давние связи. Британские и американские политические партии давно обмениваются информацией о технологиях и стратегии. В 1980-х советники премьер-министра от партии консерваторов Маргарет Тэтчер работали в тесном сотрудничестве с квалифицированными работниками американской партии республиканцев, которых использовал Роналд Рейган. Во время кампании 1992 года команда Буша-старшего использовала связи с премьер-министром Джоном Мейджором, также консерватором, чтобы получить помощь в сборе негативной информации о Клинтоне. В связи с этим сотрудничеством после избрания Клинтона отношения между им и Мейджором были довольно прохладными.
В этом году британская Консервативная партия импортировала технологию американских республиканцев привлечения избирателей с применением маркетинговых исследований. Советники Буша сообщили, что представители Консервативной партии приезжали в США для получения консультаций. Однако большинство из них говорят, что почти не вступали напрямую в контакт с лидерами Тори и что ничего подобного масштабному участию демократов в компании на стороне Блэра в их партии нет.
Война в Ираке создала некоторую напряженность в давних отношениях между Блэром и американскими демократами - многие из тех, кто входит в американскую команду работали с группами, протестовавшими против войны. По иронии судьбы команда Блэра использовала связи с Белым домом Буша, чтобы узнать больше об успешной агитационной кампании Республиканской партии в 2004 году, хотя один из советников Буша говорит, что никакая секретная информация не обсуждалась, и что никто из них не давал консультаций команде Блэра. Когда в шутку было сказано, что команда Блэра получила от республиканцев не меньше, чем от демократов, один из советников Блэра рассмеялся: "Ну, ведь это они выиграли".
Американцы и британцы уважают методы работы друг друга. Лейбористы говорят, что американцы ушли далеко вперед в том, что касается привлечения избирателей, однако Хикс говорит, что на нее произвело большое впечатление то, что она увидела в партии лейбористов. Хотя Блэр и его команда имеют за спиной две успешные кампании, они подошли к этой - видимо, благодаря самому Блэру - со свежим интересом к тому, как вдохнуть в свои действия жизнь. Блэр обратился к Пенну за советами в области стратегии, а также попросил помощи у Джо Триппи, стратега от партии демократов, который, проводя кампанию на стороне Говарда Дина, доказал эффективность интернета в организации и расширении фондов. Триппи несколько раз побывал в Лондоне, где встречался с Блэром, и, по его словам, большую часть времени речь шла об использовании интернета в качестве инструмента управления, чем о кампании.
Основное отличие этой кампании от предыдущих избирательных кампаний в Великобритании - это уверенность британцев в собственных суждениях и стратегиях, считает американский консультант Гринберг. "В 1990-х они черпали вдохновение в кампании Клинтона. Теперь они гораздо более уверены в том, что они здесь делают. Они обращаются к США за помощью в более тонких вещах - за новыми технологиями использования интернета, методами привлечения избирателей. Это в большей степени вопрос инструментария, а не вопрос идей".
Выборы в Палату общин: предвыборный расклад
Выборы депутатов Палаты общин британского парламента проходят по мажоритарной системе, когда победителем становится кандидат, набравший простое большинство голосов в округе. При этом параллельно проводится подсчет процентного соотношения голосов, набранных в совокупности представителями каждой партии, однако он служит лишь для статистики и более наглядного представления о расстановке сил. Выборы проходят в 645 округах из 646 на всей территории Соединенного Королевства. В одном из округов - Южном Стаффордшире - проведение выборов было отложено в связи с неожиданной смертью одной из кандидатов.
Как сообщает Fox News, накануне выборов большинство наблюдателей отдавали победу лейбористам во главе с Тони Блэром. Главным аргументом в их пользу является сильная экономика. Однако антивоенные настроения в британском обществе и потеря кредита доверия могут сыграть с премьер-министром злую шутку: если лейбористы, обладающие явным большинством в парламенте, уступят консерваторам, то это сильно сузит Блэру пространство для маневра и в итоге может привести к потере авторитета и власти внутри своей партии.
Лейбористов традиционно поддерживают избиратели крупных городов королевства, за партию консерваторов голосуют в небольших городах и сельских районах Англии, а либерал-демократы пользуются поддержкой в Корнуолле, Уэльсе и Шотландии. Согласно последним опросам общественного мнения, накануне выборов за кандидатов от Лейбористской партии готовы были отдать свои голоса от 36 до 42% избирателей, за консерваторов - от 29 до 32% и за либерал-демократов - от 21 до 25%. Однако аналитики предупреждают, что реальный исход, как и в прошлые годы, может оказаться более благоприятным для Консервативной партии, поскольку многие люди "голосуют за нее, но стесняются признаться в том, что они поддерживают консерваторов". Право голоса в Великобритании имеют все подданные старше 18 лет. Кроме того, в выборах на территории Соединенного Королевства могут принимать участие проживающие здесь граждане Ирландской Республики и стран-членов Содружества. Что касается членов королевской семьи, то избирательное законодательство не запрещает монарху и членам его семьи принимать участие в выборах. Однако монарх считается стоящим над политической системой Великобритании, поэтому его или ее участие в выборах считается неконституционным. По традиции, королева и члены ее семьи воздерживаются от голосования.
На основной территории Соединенного Королевства подсчет голосов начнется сразу же после закрытия избирательных участков в 22 часа по британскому летнему времени (1:00 по Москве). В трудноступных районах он начнется лишь в пятницу. Основные результаты выборов станут известны утром 6 мая. Между тем уже около 10-12% избирателей, а в некоторых округах и больше, сделали свой выбор с помощью голосования по почте. Оно организовано для тех, кто по тем или иным причинам не сможет лично явиться на избирательные участки.
Консервативная партия
Консерваторы стали массовой партией в 70-х годах XIX века. Она ведет происхождение от появившейся еще в XVII в. партии "тори". Традиционная платформа партии - "постоянный интерес к общественному порядку и социальной гармонии". Являясь партией Лондонского Сити (финансового центра Британии) и большого бизнеса, консерваторы энергично поддерживают развитие частного предпринимательства.
Впрочем, в ходе начинающейся предвыборной кампании Консервативная партия попросила журналистов больше не называть ее "тори" - по крайней мере при первом упоминании о партии в тексте. Обозреватели констатируют, что в условиях, когда Тони Блэр благополучно "присвоил" себе практически все прежние идеи и лозунги консерваторов, оппонентам справа стало просто нечего противопоставить конкурентам.
Сдвиг еще правее, так, чтобы отличия от лейбористов были заметны невооруженным глазом, в условиях нынешней Великобритании повлек бы за собой неизбежные обвинения в фашизме. Остается ремонтировать имидж.
Лейбористская партия
Лейбористская партия по своему происхождению - дитя профсоюзного движения и социалистических кружков и обществ интеллигенции. Впервые завоевала парламентское большинство в 1945 году. Правительство лейбористов 1945-1951 годов предложило программу государства всеобщего благоденствия, общественной собственности на главные промышленные предприятия и политику обеспечения полной занятости.
Лейбористы до 1990-х годов называли себя партией организованного рабочего класса. Большинство крупных профсоюзов связаны с партией, и их взносы обеспечивают ее основные доходы. Будучи в правительстве, лейбористы всегда занимали конструктивную реформистскую позицию; находясь в оппозиции, партия раздиралась противоречиями между социал-демократической правой и социалистической левой фракциями.
В 1981 году значительная группа видных парламентариев и членов партии покинула ряды партии и образовала недолго существовавшую Социал-демократическую партию, что имело негативные последствия для лейбористов на выборах. После этого лидеры партии подавили левую фракцию.
Либерально-демократическая партия
Либеральная партия была одной из двух главных партий времен правления королевы Виктории и короля Эдуарда (вторая половина XIX - начало XX века), но раскололась в период Первой мировой войны.
Лейбористы постепенно пришли на смену либералам в качестве второй партии в 1920-х и 1930-х годах, но либералы начали возвращаться на политическую сцену в 1960-х. В союзе с социал-демократами в 1980-х они дважды получали около четверти голосов избирателей, однако не смогли завоевать сколько-нибудь значительного количества мест в палате общин (23 - в 1983 г. и 22 - в 1987 г.). Две эти партии слились в 1988-м, образовав Либерал-демократическую партию.
Есть другие партии
Шотландская национальная партия и Уэльская национальная партия с 1970 года играют главную роль в политической жизни Шотландии и Уэльса. В политической жизни Северной Ирландии доминируют две основные протестантские партии - Ольстерская юнионистская партия и Демократическая юнионистская партия. Голоса северо-ирландских католиков делятся между либерал-демократами, лейбористами и ирландской националистической партией Шин фейн.