"Снять ограничения на прямой доступ к видеохостингу YouTube", - такое решение принял мировой суд района Гельбаши в турецкой столице Анкаре
Global Look Press
"Снять ограничения на прямой доступ к видеохостингу YouTube", - такое решение принял мировой суд района Гельбаши в турецкой столице Анкаре. В постановлении указывается, что полное блокирование доступа "нарушает свободу слова, защищаемую 26-й статьей Конституции". Примечательно, что предписание об ограничении доступа принимал тот же самый суд.

При этом, суд оставил в силе ограничения для определенных видеофайлов - это 15 скандальных записей с якобы секретным совещанием турецкого руководства по Сирии. Вердикт может быть направлен в высшие инстанции на дообсуждение, в связи с чем YouTube пока останется в Турции закрытым, сообщает турецкая газета Hurriyet.

Решение мирового суда последовало за похожим вердиктом Конституционного суда о недопустимости запрета сети Twitter: суд признал блокировку незаконной и нарушающей гражданские свободы. Причем премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган резко раскритиковал за это Конституционный суд. "Мы должны выполнить это решение, но я не обязан его уважать", - заявил Эрдоган журналистам во время брифинга перед вылетом с рабочим визитом в Азербайджан.

По его мнению, суду нужно было отказать в удовлетворении иска, поскольку суды нижних инстанций не рассматривали претензию, что является нарушением принципов права. Как отметил премьер, решение КС защищает американскую компанию в ущерб национальным интересам, отмечает Hurriyet.

Накануне в Турции сняли ограничения доступа к ресурсу. Это произошло после победы на муниципальных выборах правящей Партии справедливости и развития, лидером которой является Эрдоган.

Под запретом Twitter был в течение последних двух недель. Ресурс был заблокирован чуть более чем за неделю до начала выборов. Власти Турции заявили, что руководство компании игнорировало требования удалить некоторые ссылки в микроблогах. Между тем в конце февраля 2014 года в сети активно распространялись ссылки на телефонную запись, в которой содержался "компромат" на Эрдогана, хотя подлинность ее доказать до конца не удалось.

На записи было слышно, как человек, голос которого похож на голос Эрдогана, просит своего сына срочно вывести 30 миллионов евро наличными, якобы опасаясь обысков. Собеседники обсуждают, как "обнулить" эти средства, распределив их между несколькими бизнесменами. Пресс-служба Эрдогана категорически опровергла подлинность аудиозаписи, назвала ее "безнравственным монтажом" и пообещала не оставить произошедшее безнаказанным.

Блокировка Twitter вызвала негативную реакцию со стороны западных стран и ООН. Однако, как заявил тогда премьер-министр Турции, в Анкаре "не испытывают беспокойства относительно реакции международного сообщества на предполагаемую меру турецких властей". "Я не могу понять, почему разумные люди все еще защищают Facebook, YouTube и Twitter. В них столько всевозможного вранья", - сказал Эрдоган на встрече с избирателями.

При этом, по данным РИА Новости, жители Турции быстро научились обходить блокировку Twitter, а внимание к сети после запрета только увеличилось.

28 марта также было решено блокировать доступ к видеохостингу YouTube после того, как на нем была размещена аудиозапись заседания, на котором якобы обсуждался вопрос возможного военного вмешательства в Сирию. Ранее премьер Турции также грозился заблокировать и Facebook.

На сегодняшней пресс-конференции перед вылетом в Азербайджан премьер заявил, что его партия получила от народа "вотум доверия", который "не вызывает сомнений". Вместе с тем социолог исследовательского центра Konda Research and Consultancy Бекир Ардр отметил ранее в интервью Euronews: "Похоже, что Эрдоган и правящая партия воспринимают результаты выборов, как будто их совесть чиста, что они вне подозрений. Но люди отдали свой голос не "за" или "против" коррупционного скандала. Они оценивали способность политиков руководить страной".

Напомним, решение серьезно ограничить свободу в интернете парламент Турции принял еще в начале февраля, когда поддержал закон о защите информации. Теперь власти могут блокировать сайты без предварительного решения суда, а интернет-провайдеры обязаны хранить информацию о пользователях в течение двух лет и предоставлять ее по требованию властей.