Инциденты в Англии и Шотландии подтверждают недавние донесения американской разведки о более активной переброске людей и денег из лагерей "Аль-Каиды" в зону Пакистана близ афганской границы - район, не контролируемый Исламабадом. Накануне многие высокопоставленные представители американского командования резко раскритиковали нежелание властей Пакистана жестко ударить по лагерям и неспособность администрации США оказать на Пакистан более сильный нажим для того, чтобы тот обуздал "растущую индустрию терроризма".
Американские спецслужбы считают, что в случае неудавшихся терактов в Лондоне "Аль-Каида" вдохновляет и направляет местные организации издали, не завязывая никаких заметных связей в области агентуры или логистики. Связь держат через растущую сеть посредников и союзников "Аль-Каиды", далеко отстоящих от руководства организации.
В то же время Брюс Хоффман, эксперт по контртеррористической деятельности из Джорджтаунского университета, считает причастность "Аль-Каиды" к инцидентам в Британии вполне вероятной и не соглашается с теми, кто называет эти попытки дилетантскими: "Да, они не удались, но, по-моему, все планы "Аль-Каиды", с которыми мы сталкивались, это нечто до гениальности простое. Они воспользовались доступным сырьем. Прокололись они на этапе подрыва взрывных устройств – это сложнее".
По словам эксперта, "Аль-Каида" осуществила в последние годы в Великобритании "стратегические вложения" – наладила связи с целой инфраструктурой частных лиц и организаций, которые с трудом вписываются в профили "групп риска" с точки зрения разведки. Используя лиц из широкого круга потенциальных агентов, отмечает Хоффман, "Аль-Каида" пытается "сорвать все попытки по составлению профилей их типичных агентов, а также продемонстрировать всю пестроту своего движения".
Против недооценки террористической угрозы выступают и французские эксперты. "Никогда не надо насмехаться над людьми, даже неумелыми, но готовыми совершить теракт, будь то камикадзе или кто-то еще, – считает Луи Каприоли, с 1998 по 2004 год возглавлявший отдел по борьбе с терроризмом французской Службы внутренней контрразведки (DST). – Здесь присутствует большая доля вовлеченности, психологической обработки". Некомпетентность начинающих террористов Лондона и Глазго столь же велика, как их решимость, их безразличие к собственной смерти и жизни других людей, пишет Le Figaro (полный текст на сайте InoPresa.ru).
Среди активистов – выходцев из третьего поколения иммигрантов мы практически всегда сталкиваемся с глубоким кризисом самоидентификации, отмечает газета. "Воздействие современности не защищает от радикализации, а напротив, ускоряет ее", – объяснял недавно Фархад Хосрохавар, руководитель исследовательского центра Высшей школы социальных исследований. Молодые активисты – уже не пакистанцы или алжирцы, но еще и не британцы или французы. Даже если они имеют какие-то рудиментарные представления об исламе, они укрываются за "мусульманской" идентичностью – транскультурной и транснациональной.
Французские спецслужбы обеспокоены тем, что "объединение под знаменем джихада" происходит "снизу" - по инициативе волонтеров. Все происходит так, как будто в Европе "Аль-Каида" может рассчитывать на две "армии": армию радикальных любителей и армию более опытных активистов, ушедших в подполье, но не исчезнувших, пишет французская газета. "Определенные признаки указывают на то, что идеологи "Аль-Каиды" не отказались от идеи "мегатерактов", – поясняет источник из разведслужб. – Но репрессивные меры вынуждают их действовать осторожно. У них есть время". А пока более или менее значительные теракты позволяют оккупировать сферу страха, что само по себе уже является маленькой стратегической победой.