Группа Билла Джеррарда с экономического факультета Университета Лидса проследила за ценами на акции 100 крупнейших британских компаний на следующий день после матчей, состоявшихся между 1984 годом и завершением прошлогоднего Кубка мира. За хорошими результатами следовало заметное повышение цен на акции. Поражения обычно предшествовали падению. Ничьи оказались где-то посередине. Случайные изменения находятся в пределах нормы.
Чем важнее игра, тем сильнее эффект. Биржи заметнее откликались на результаты Кубка мира и чемпионата Европы, чем на товарищеские матчи. Победа - и они поднимались в среднем на 0,3%. Поражение приводило к падению на 0,4%. На следующий день после того, как Германия по пенальти победила Англию на Кубке мира 1990 года, биржа упала на 1%.
При этом количество денег, вложенных в футбол относительно мало, напоминает Джон Годдард, изучающий экономику спорта в Университете Уэльса. "Значение футбола в нашей культуре не пропорционально его экономическому значению", - говорит он.
Отчасти эффект может объясняться непосредственным влиянием на расходы, считает Джеррард. Участие страны в турнирах приводит к более значительным тратам на напитки, еду вне дома, футбольные сувениры, билеты на матчи. Когда страна выбывает, траты прекращаются.
Хороший результат влияет и на настроение маклеров. Если они бодры, то склонны вести себя более агрессивно. Точно так же биржа падает утром в понедельник и поднимается днем в пятницу. Психологическое влияние спорта на маклеров, возможно, экономически важнее, чем расходы болельщиков, говорит Джеррард.