Одной из сенсаций нынешней кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ стало появление в списках кандидатов от КПРФ генерал-полковника полиции (ФСКН) Виктора Черкесова
Первый канал
Одной из сенсаций нынешней кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ стало появление в списках кандидатов от КПРФ генерал-полковника полиции (ФСКН) Виктора Черкесова - человека, который был одним из активных представителей "питерской команды" чиновников и верным соратником Владимира Путина. В интервью "Московскому комсомольцу" Черкесов рассказал, почему примкнул к стану коммунистов, а не единороссов, прокомментировал рокировку, устроенную тандемом, и заявил, что "преувеличил свои надежды на особую миссию чекистского сословия" и хочет "глубокой ротации".

"У меня сложилось устойчивое понимание того, что страна перестала развиваться и требует глубоких, сущностных изменений в управлении. <...> Странно было бы при этом оказаться в списке кандидатов от партии, которая является локомотивом нынешнего положения дел...", - прокомментировал генерал, добавив: "К тому, что происходит, - я в оппозиции, конечно".

По его словам, ровно 20 лет назад он вместе со всеми своими товарищами по КГБ был выведен из КПСС - по новым российским законам, как военнослужащий, не имел права находиться в рядах какой бы то ни было партии. "Теперь уже привык быть беспартийным и остаюсь им, хотя моя позиция и убеждения во многом совпадают с тем, что говорится в программе КПРФ", - отметил Черкесов.

- Путин - явление феноменальное, и он решит, каким премьером будет Медведев, считает Черкесов
- Сам генерал "не совпал с мейнстримом"

Генерал подчеркнул, что предложение выдвигаться на выборы в Госдуму от КПРФ ему поступило "от руководства партии". С Геннадием Зюгановым они знакомы еще с 90-х годов - с первых лет работы Черкесова на федеральном уровне. "Мне было достаточно предложения руководителя КПРФ, чтобы подумать, определиться и дать свое согласие. Никаких сигналов сверху я не ловил", - заявил Виктор Черкесов, добавив, что большинство из тех, чьим мнением он дорожит, с уважением восприняли его решение "возвратиться в реальную государственную деятельность".

Он также рассказал, что с Владимиром Путиным познакомился в 1990 году, когда его направляли помощником к председателю Ленсовета Анатолию Собчаку. "Тесное общение началось, когда он стал вице-мэром и членом городского правительства, а я - начальником Петербургского управления ФСБ. Отношения наши приобрели характер более глубокий, а потом уже и личный". Виктор Черкесов отметил, что не виделся с премьер-министром с прошлого года.

Свое решение баллотироваться в депутаты - в списке он идет восьмым номером - генерал ФСБ пояснил следующим образом: "В Думе сейчас значительная часть депутатов - лишь прикомандированные к парламенту представители исполнительной власти, и своей воли у них нет. <...> Я юрист с большим практическим стажем и много лет принимал непосредственное участие в подготовке различных законопроектов. Думаю, что появление в парламенте людей с опытом реальной работы на федеральном уровне логично и правильно". Он сказал, что хотел бы работать в Комитете по безопасности.

"Путин - явление феноменальное, и он решит, каким будет Медведев"

Виктор Черкесов высказался по поводу грядущей рокировки в высшем эшелоне власти: "Каким премьер-министром будет Дмитрий Анатольевич Медведев, решит Владимир Владимирович Путин".

По его словам, в принятом тандемом решении для него нет ничего неожиданного - "с точки зрения логики управления состояние как бы двоецентрия было очень опасно". В любом случае возвращение Путина в Кремль, "безусловно, лучше, чем тандем", заявил он в интервью "Московскому комсомольцу".

Он уверен, что вариант, при котором Медведев пошел бы на второй срок, "совершенно исключался", такой поворот событий - "нежизнеспособный". Однако и последствия принятого решения видятся Черкесову не столь радужными: "Я не реинкарнация Ванги, но думаю, если не изменятся принципы управления страной, правила подбора людей на ключевые позиции, то ситуация будет усугубляться. Одного возвращения Путина в Кремль недостаточно. За этим шагом должны быть и следующие. <...> Безусловно, должна быть проведена глубокая ротация в правящей элите".

"Нужна ли стране такая сплоченная группа людей, где далеко не все справляются со своей работой, что очевидно уже для миллионов граждан? В кризисной ситуации так можно и управляемость потерять", - уверен Виктор Черкесов.

По его мнению, Владимир Путин вновь изъявил желание стать президентом, потому что "уверен в своей способности преодолеть риски", хотя "12 лет - очень большой срок <...>, это рискованно, и те страны, которые принято называть развитыми, отказались от таких стандартов управления".

"Он (Путин) опять повторил, что осознает свою глубокую личную ответственность за все, что происходит в стране. Он ведь делит всех министров на себя! Он - это и Левитин, и Нургалиев, и Голикова, и Сердюков... Тяжелая ноша. Но нельзя не признать, что такой способ управления серьезно снижает чувство личной ответственности у руководителей высшего уровня. Они всегда знают, что Путин встанет рядом, все объяснит людям, своей волей и авторитетом обеспечит исполнение часто непродуманных решений", - заявил генерал ФСБ.

"Я считаю, что Путин - явление феноменальное, и оценивать его возможности, политические ресурсы и будущие действия линейными методами очень сложно. Он очень реальный политик и делает только то, что позволительно", - сказал Черкесов, на что журналист "МК" заметил: "То есть то, что позволяет ему сохранить себя у власти?" Генерал признал: "Есть и такая сторона, и было бы глупо это отрицать".

"Есть законы политической жизни, и если случится "возвращение, не уходя", все равно лидеру нужно заново оценить уровень управления федеральными ведомствами; решить, способны ли они в таком виде справиться с задачами и угрозами", - подчеркнул Черкесов.

Не совпал с мейнстримом

Кроме того, Виктор Черкесов рассказал о том, как образовалась нынешняя "питерская" властная верхушка во главе с Владимиром Путиным. "Питерский клан", как и "чекистское ядро", - это условная категория. В Петербурге, где все эти люди так или иначе пересекались, они клана не составляли. Они оказались соединенными и востребованными по географическому признаку после перехода власти в руки Владимира Путина и уже в Москве составили некое сплоченное сообщество", - отметил генерал.

По его словам, чиновники из Петербурга, переехавшие в Москву, тянули за собой друзей. И все эти госслужащие "порой не совпадали ни ментально, ни в каком-то групповом интересе, ни в профессиональном смысле".

По поводу отношений с членами "путинской команды", которая образовалась в преддверии президентских выборов 2000 года, Черкесов отметил: "Со многими я был и остаюсь в нормальных, а порой и дружеских отношениях. Если же говорить о команде - вышло так, что мои взгляды на цели и правила службы и жизни не совпали с тем, что является, говоря современным языком, "мейнстримом" в настроениях очень многих людей оттуда". И корпорация его из себя выдавила.

Четыре года назад он заявлял о том, что России грозит "опасность превращения великой страны в болото образца худших латиноамериканских диктатур с их социальной замкнутостью и неофеодализмом". Теперь генерал подчеркнул: "К сожалению, есть очевидные признаки движения в эту сторону. Корпоративный эгоизм, о котором я тогда говорил, стал доминантой в идеологии правящего класса. Сегодня я не могу не признать, что преувеличил свои надежды на особую миссию чекистского сословия, которое остается ядром этого класса".

Напомним, Виктор Черкесов, находясь в должности директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, был одним из главных участников так называемой "войны силовиков" (ФСКН вела противоборство с ФСБ во главе с Николаем Патрушевым), конец которой положил Дмитрий Медведев, занявший в 2008 году пост президента.

12 мая 2008 года Медведев уволил обоих влиятельных "путинских" силовиков: и Черкесов, и Патрушев, к которым не было претензий во время правления Владимира Путина, лишились своих должностей.

"Война спецслужб" развернулась в 2007 году, когда ФСКН и ФСБ не сошлись во мнениях по поводу расследования ряда скандальных коррупционных дел. Именно этот конфликт, в который со временем были втянуты Генпрокуратура и Следственный комитет, долгое время определял взаимоотношения внутри "силового блока" и политические ориентиры большинства входящих в него ведомств.