Накануне своих постов лишились глава ФСБ Николай Патрушев (он был переведен на должность секретаря Совбеза), директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Черкесов и глава Минюста Владимир Устинов. Из всех прочих "силовиков" свои кресла сохранили лишь трое - министр внутренних дел Рашид Нургалиев, министр обороны Анатолий Сердюков и глава МЧС Сергей Шойгу. Последний, таким образом, взял очередной рекорд правительственного "долгожительства" - "главным спасателем" страны Шойгу бессменно служит с 1991 года, и в этом качестве пережил уже больше десятка кабинетов министров.
Можно полагать, что интрига вокруг будущей "конфигурации" правоохранительного блока только начала разворачиваться. Очевидно, что все принятые по этому поводу новым президентом решения относились к разряду первоочередных и неотложных. Что касается будущего и этих, и других силовых ведомств - как в кадровом, так, не исключено, и в структурном отношении, - то решения по ним, возможно, будут приниматься в более спокойном, "рабочем" порядке. Отчасти в пользу этой версии говорит то, что пока не было подписано никаких указов по целому ряду "силовых" и "околосиловых" структур, также находящихся в прямом ведении президента, но отвечающих за специфические и сугубо технические сферы деятельности, мало связанные с политикой, - Службы внешней разведки (СВР), Государственной фельдъегерской службы, Федеральной службы охраны (ФСО) и проч.
Отставками Николая Патрушева и Виктора Черкесова фактически был положен конец развернувшейся в 2007 году "войне спецслужб". Началась она в ходе противостояния ФСКН и ФСБ по поводу расследования ряда скандальных коррупционных дел. Именно этот конфликт, в который со временем были втянуты Генпрокуратура и Следственный комитет при прокуратуре (СКП), в последнее время во многом определял взаимоотношения внутри "силового блока" и политические ориентиры большинства входящих в него ведомств.
Собственно, именно желанием нового президента избавиться от "наследия" этой "войны силовиков" многие наблюдатели и объясняют одновременные отставки руководителей ФСБ и ФСКН, к которым при Владимире Путине не высказывалось никаких претензий. Примечательно, что оба "отставника" были переведены на хоть и почетные, но не самые влиятельные в политическом плане должности, отмечает "Время новостей".
После первых назначений и отставок многие наблюдатели в "силовых" структурах не исключили, что более спокойная, но не менее масштабная работа в этом направлении новым президентом может быть продолжена в течение ближайших полугода или года. При этом, возможно, изменения могут затронуть и такие ведомства, как Генпрокуратура или СКП.
Бывший Генпрокурор Юрий Скуратов считает, что президент Дмитрий Медведев сам принимал решения по силовикам, хотя и прислушался к мнению Путина. Скуратов отмечает, что к ФСБ накопилось много претензий и Патрушев избегал отставки только потому, что близок к Путину, пишет газета "Ведомости".
Назначение Бортникова - никакая не неожиданность, считает Скуратов: он всегда был рабочей лошадкой и сумел сохранить со всеми ровные отношения. А вот увольнение директора ФСКН Виктора Черкесова стало, по мнению Скуратова, настоящим сюрпризом. Кто возглавит ФСКН, вчера ясно не было; более того, рядовые сотрудники центрального аппарата выражали сомнение в будущем самого ведомства.