- Прежде всего, хотелось бы спросить о ситуации с российскими СМИ. Госсекретарь США Кондолиза Райс по прибытии в Москву заявила о серьезной тревоге США в связи с состоянием электронных СМИ в России. Как это заявление может повлиять на встречу президентов наших стран 9 мая? Затронет ли Джордж Буш эту тему во время переговоров с Путиным?
- Я думаю, что они, безусловно, будут говорить об этом. Они уже говорили об этом во время встречи в Братиславе. В этом нет ничего удивительного, вопрос централизации СМИ беспокоит США. У дипломатов есть такое выражение - "выстроить" свою беседу перед разговором. Поэтому ситуация по СМИ "выстраивается" таким образом, что эта проблема может стать неким тестом для России на демократию.
Если брать отношения России и США в целом, то США на первое место ставят ситуацию со свободой слова, а на второе - оказание поддержки для интеграции России в международное сообщество. Кондолиза Райс говорила об этом, и об этом будет говорить Джордж Буш в Москве, что США готовы оказывать помощь России в международной интеграции, но и Россия должна предпринять определенные шаги, в частности в вопросе свободы СМИ.
- Вопрос по ситуации с ЮКОСом. Не кажется ли вам, что прокуратура России и ФСБ в последнее время становятся орудием политического преследования или орудием передела собственности?
- Да, и, очевидно, это серьезный риск. Я думаю, ни у кого нет сомнений, что Генпрокуратура России "сделала" это дело против Михаила Ходорковского. Таким образом, можно завести дело на любого из российских олигархов. У всех были грехи в период с 1992 по 1999 год. США больше беспокоит политическая прозрачность дела Ходорковского. Отсутствие объективной информации по этому делу негативно влияет на имидж России. Этот факт беспокоит не только администрацию США, но и американских инвесторов. Сейчас Россия нуждается в прямых инвестициях меньше, чем, к примеру, десять лет назад из-за растущих цен на нефть. Поэтому вопрос об американских инвестициях не стоит остро. Но в любом случае, что беспокоит США, так это политическая непрозрачность дела Ходорковского и, возможно, в какой-то степени неуважение к закону.
- Вернемся к вопросу о визите в Москву Кондолизы Райс. Он рассматривается как подготовительный перед визитом в Москву американского президента. В связи с этим интересен маршрут поездки Джорджа Буша. Перед Москвой он собирается посетить Ригу, а после встречи с Путиным направится в Тбилиси. Как вы можете прокомментировать мнение российских СМИ о том, что это неформальное одобрение жесткого внешнеполитического курса этих стран по отношению к России?
- Я бы не стал рассматривать вопрос в этом ключе. Конечно, очевидно, что поездки президентов не планируются случайно, и совпадений здесь нет. Но я не думаю, что этот маршрут направлен против России. В Ригу Джордж Буш едет для участия в праздновании независимости Латвии и чтобы выразить поздравления по поводу интеграции страны в европейские структуры. Насколько мне известно, "прибалтийские американцы" очень политически активны и оказывают существенное влияние на политику США по отношению к странам Балтии. Помимо этого, "прибалтийские американцы" живут и в США.
Немного иначе выглядит ситуация с Грузией, которая занимает особое место для американской дипломатии, начиная с времен первого президентского срока Буша. США всегда беспокоились о ситуации в Грузии, о недопущении гражданской войны, об Аджарии. Я думаю, что этот визит - просто знак для Саакашвили, что США поддерживают независимость Грузии. Я понимаю, что Россия относится к этому негативно, но я уверен, что в этом нет антироссийской направленности.
- Возможно, озабоченность России связана с заявлениями Михаила Саакашвили о скорейшем выводе российских баз, о том, что он собирается "вырвать Абхазию из лап империи", а также с намерениями экспансии "революции роз" в одну из стран СНГ. Помимо этого, не могли бы вы прокомментировать информацию о возможной причастности к смерти премьер-министра Грузии Зураба Жвании лиц из окружения Михаила Саакашвили, в частности министра обороны Ираклия Окруашвили?
- Я знаком с этими спекуляциями, однако я не могу независимо оценить их правдивость. Мы примерно знакомы с обстоятельствами его смерти, которая, как мне кажется, была случайной. Детали этой истории мне не известны.
- С учетом ряда "бархатных революций" на постсоветском пространстве, ваша оценка перспектив существования СНГ: останется ли союз прежним? Стоит ли ожидать дальнейших "революций"?
- Не думаю, что Содружество останется прежним. Что-то происходит, меняется. Я не знаю до конца, что и почему. Думаю, что меняется качество политической жизни. Если, к примеру, говорить о Белоруссии, то Лукашенко отличается от Шеварднадзе и Акаева. Он, не задумываясь, пошлет милицию на улицы для ликвидации беспорядков, поэтому я не ожидаю "очередной" революции в Белоруссии. С другой стороны, внутренний потенциал для гражданских беспорядков в этой стране очень велик. Он гораздо выше, чем в Узбекистане или Таджикистане. Белоруссия очень близка к России и Украине, поэтому Лукашенко выбрал такую линию поведения, и ситуация в стране довольно напряженная, я не думаю, что он готовится к сложению своих полномочий.
Говоря о Киргизии, думаю, что ситуация нормализуется. Главная задача для Киргизии - обеспечение честных, открытых выборов, которые станут гарантом стабильности в этой республике.
- Следующий вопрос о Борисе Березовском. В последнее время он не проявлял особой активности, однако недавно заявил о готовности активизировать борьбу с режимом Путина. Свои действия он планирует вести с территории одной из стран СНГ. Помимо прочего, проходили сообщения, что он собирается создать телеканал, вещающий, в том числе, на Калининградскую область. Также проходила информация о том, что он поддерживал "оранжевую революцию" на Украине в обмен на участие в реприватизации. По вашему мнению, есть ли у г-на Березовского реальные шансы продолжить свою борьбу с точки зрения ее эффективности?
- В отношении телеканала, я считаю, что все, что может расширить полноту информации и диверсифицировать ее, хорошо для России. Ситуация с печатными СМИ в России нормальная, но меня беспокоит централизация широковещательных СМИ. Честно говоря, я не думаю, что это хорошо, и в первую очередь для правительства и для народа России. Чем больше в России независимых СМИ, тем лучше для всех. Поэтому, я считаю, то, что делает Березовский, полезно и правильно.
- На прошедшей в Ярославле видеоконференции посла США с участниками конференции г-н Вершбоу поставил северокорейскую ядерную проблему в список приоритетных вопросов внешней политики США. В этой связи значимым становится встреча 9 мая в Москве президентов стран - участниц переговоров по северокорейской ядерной программе. Более других в решении проблемы заинтересована Республика Корея. По вашему мнению, воспользуется ли президент Южной Кореи Но Му Хен возможностью встречи с главами заинтересованных держав для выработки решения по Северной Корее?
- Часть проблемы состоит в том, что в нынешней администрации не все придерживаются одной точки зрения по этой проблеме, и я не думаю, что существует единая политика в решении этого вопроса. Также очевидно, что взгляды США на решение проблемы расходятся с мнениями Южной Кореи и Китая, они более близки японским. В любом случае США предстоит дополнительно продемонстрировать срочность, которая придается этому вопросу. На данный момент я не уверен, что можно консолидировать политику всех участников переговоров. Думаю, стоит отметить, что нынешняя администрация США более активна в решении этого вопроса и более внимательна к позициям других стран по вопросу КНДР, что я считаю хорошим знаком, хотя не считаю, что в ближайшее время мы сможем подойти к решению проблемы северокорейской ядерной программы единым фронтом. На мой взгляд, мы были ближе к решению проблемы во время президентства Билла Клинтона. Встреча в Москве может положительно сказаться на решении этого вопроса, однако я не думаю, что это решение буде целиком устраивать позицию США.
- По вашему мнению, можно ли ожидать возвращения КНДР к переговорам по северокорейской ядерной программе в 2005 году?
- Думаю, да. Думаю, что есть предпосылки к тому, что КНДР в итоге выйдет на какое-то соглашение, в отличие от Ирана. Иранцы очень серьезно настроены на получение ядерного оружия, и я не думаю, что они отклонятся от своего курса, а корейцы отклониться могут. Я не рассчитываю, что они откажутся от своих программ целиком, но сделают серьезные уступки. КНДР больше беспокоится о сохранении режима, нежели о ядерной программе. Они по-прежнему хотят гарантий и политического признания США - и в этом плане они "подкупаемы". Дело как раз в том, что Северная Корея может получить необходимую поддержку по большей части от РК и США, но возникает другая, политическая проблема. Джордж Буш не может напрямую оказывать финансовую поддержку КНДР.
Койт Блэкер (Coit Blacker). Справка
Койт Д. Блэкер - профессор политологии, директор Института международных исследований Стэнфордского университета. В первой администрации Билла Клинтона (1992-1996) профессор Блэкер занимал должность специального помощника президента по вопросам национальной безопасности и являлся старшим директором по делам России и Евразии в Совете национальной безопасности США.
В СНБ он осуществлял надзор за осуществлением политики США в отношении России и стран СНГ, а также выступал в качестве главного консультанта президента США и советника по национальной безопасности по вопросам, касающимся бывших советских республик.
Профессор Блэкер - выпускник Западного колледжа (Occidental College, специальность - политология) и Школы права и дипломатии Флетчера в университете Тафтс (Бостон). Здесь он получил докторскую степень. Блэкер сотрудничает с Гарвардским университетом, Стэнфордским университетом и Советом по международным отношениям США.
В 1993 году он получил почетную степень доктора наук в Институте дальневосточных исследований Российской академии наук за исследование, посвященное российско-американским отношениям и содействию миру и безопасности в Тихоокеанском регионе.
Профессор Блэкер - автор или соавтор семи книг и монографий, среди них - "Заложник революции: Горбачев и советская политика безопасности, 1985-1991" (вышла в 1993 году), "Воины поневоле: США, СССР и контроль над вооружениями (вышла в 1997 году) и написанная вместе с Глорией Даффи книга "Международный контроль над вооружениями: вопросы и соглашения" (вышла в 1984 году).
Он является членом Совета по международным отношениям США, Международного института стратегический исследований и Центра международной безопасности и сотрудничества в Стэнфордском университете.
Профессор Блэкер также является одним из руководителей программы российско-американского диалога в Институте Аспена. В рамках этой программы дважды в год устраиваются конференции с участием ведущих специалистов США и России по внешней и оборонной политике.