В рамках конференции корреспондент NEWSru.com встретился с американским политологом, специалистом по России, профессором Койтом Д. Блэкером, занимавшим в администрации Билла Клинтона пост специального советника президента по вопросам национальной безопасности и пост старшего директора по делам России и Евразии в Совете национальной безопасности США.
- Прежде всего, мы хотели бы попросить Вас прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг нефтяной компании ЮКОС. Глава компании Михаил Ходорковский и ЮКОС сейчас находятся под давлением государства. Обыски в офисах, изъятие компьютеров, вызов на допрос адвоката компании Антона Дреля... В то же время, в российских СМИ прошла информация, что американская компания Exxon заинтересована в покупке 40% акций ЮКОСа. Как подобные акции российского правительства влияют на имидж компании за рубежом и инвестиционный интерес для западных бизнесменов?
- Я думаю, что подобные действия в первую очередь снижают имидж российского правительства. Уверен, что в данной ситуации ЮКОС не теряет так много, как теряют российские власти. За последние 3-4 года такие фигуры как Ходорковский, Альфа-банк сделали очень много для легализации бизнеса, большого российского бизнеса. Я считаю это позитивным фактом, проделанная ими работа повысила в мире доверие к России как к деловому партнеру. Поэтому я считаю, что если государство давит на бизнесменов, то последствия, скорее всего, будут негативными, в первую очередь, для инвестиционного климата в самой России. И если я бы о чем-нибудь беспокоился, то я беспокоился бы в первую очередь об этом.
- По поводу намерения Exxon купить акции ЮКОСа. На прошлой неделе "Коммерсант" писал, что в случае успеха сделки ЮКОС получит нефтяные контракты в Ираке. Вопрос заключается в том, насколько это реально, и если реально, каковы шансы других компаний участвовать в проектах по иракской нефти?
- Да, я слышал эту историю, но только из российских источников, поэтому не могу прокомментировать позицию Exxon по планам заключить подобную сделку. Я также не уверен в статусе подобных контрактов. Одни ссылаются на международный закон и считают, что обязательства режима Саддама должны выполняться, другие считают, что это не так, что режим Саддама ушел, соответственно ушли и контракты. Я думаю, что это вопросы политического давления. Если американская администрация захочет ограничить российское присутствие в Ираке, то контракты не будут пересмотрены, а если захочет расширить российское участие, то решение будет положительным. Я думаю и уверен, что США должны быть более гибкими в этом вопросе. Это может включать в себя целый ряд мер, включая поощрение намерений Exxon купить акции ЮКОСа, ратификацию уже имеющихся нефтяных контрактов других российских фирм в Ираке. Я просто на данный момент не знаю, что думает администрация США по этому поводу.
- А как Вы в целом оцениваете возможность сотрудничества России и США в Ираке, учитывая, что в последнее время США смягчили свою позицию в данном вопросе и иногда кажется, что они хотят присутствия России. В какой форме, и на каких условиях это может произойти?
- Знаете, я думаю, вы правы, и смягчение действительно наблюдается. Если вы посмотрите на цифры, сколько это нам стоит, и какие усилия мы прилагаем для нормализации ситуации в Ираке, то мнение госсекретаря Пауэлла имеет все большее значение для президента США. Это значит, что потенциал у такого сотрудничества все же есть. Я думаю, что для России это хорошая новость, если подобное предложение поступит России быстрее, чем Германии и Франции. В данном случае можно упомянуть выражение, довольно популярное во время иракской войны: простить Россию, проигнорировать Германию и наказать Францию. Я думаю, что данную фразу можно расценивать как готовность США сотрудничать с Россией во многих вопросах по Ираку, начиная с участия войск и заканчивая участием в восстановлении инфраструктуры, возможно, вплоть и до контрактов по нефти. Я думаю, что перспектива такого сотрудничества есть.
- Ваше отношение к размещению крупных российских капиталов за рубежом, в частности, к открытию сети бензоколонок ЮКОСом в США и покупка Абрамовичем футбольного клуба "Челси"? Как Вы оцениваете в данном контексте направленность развития экономических отношений России и Запада?
- Я считаю, что лучше таким компаниям, как ЮКОС, открывать бензоколонки, чем Абрамовичу покупать футбольные клубы. Вообще сам факт присутствия российских капиталов на западных рынках - отрадный факт. В данном случае главное требование - это прозрачность. Раньше проблема как раз состояла в недостатке прозрачности трансакций. У меня недавно спросили, почему Ходорковский пользуется доверием на Западе, так вот я считаю, что именно потому, что его бизнес прозрачен, и он знает, как правильно войти на мировой рынок вне всяких подозрений.
- Последний визит Владимира Путина в США прошел на крайне негативном информационном фоне. Накануне визита в ведущих американских изданиях появились сразу несколько публикаций, направленных против российского президента. Его, в частности, упрекали в нарушении прав человека в Чечне, в отсутствии в России демократических методов правления и др., призывали Буша "не иметь с ним дел".
- Как правило, в Америке подобными вещами занимается правая пресса, которая таким образом показывает ограничения президенту Бушу. По моим ощущениям, это один из методов проинформировать президента о рамках, за которые не стоит выходить при общении с Путиным.
Этот факт в меньшей степени затрагивает Россию и лично Владимира Путина, а в большей степени Буша и его электорат. Эти газеты говорят голосом основного электората нынешнего американского президента. Проблема Джорджа Буша - в том, что он должен держаться за свою правую политическую базу и одновременно быть в хороших отношениях с Путиным, чтобы обеспечить себе достаточное количество голосов на выборах.
- Следующий вопрос по Чечне. Вам или американской администрации не кажется подозрительной высокая явка избирателей и очень высокий процент голосов отданных за Кадырова?
- Я бы не стал говорить за администрацию. Но любой, кто следил за выборами, знает, что кандидаты, которые могли бы оттянуть на себя некоторое количество голосов, по различным причинам выбыли из этой гонки. Таким образом, остался только один кандидат, за которого народ вообще был готов голосовать. Если бы Кадыров был плохой кандидат, выборы были бы бойкотированы населением. Единственное, на мой взгляд, - американская администрация может быть недовольна именно фактом отсутствия серьезных конкурентов у Кадырова. Было бы лучше для народов России и Чечни, если бы на выборах присутствовала какая-либо серьезная оппозиция.
- Следующий вопрос по Корее. Прошла информация, что уже осенью Ким Чен Ир собирается провести испытания ядерного оружия. Колин Пауэлл был сконфужен и не смог дать комментарий по этому поводу. Мой вопрос такой. С учетом того, что у КНДР может быть ядерное оружие и средства его доставки, как минимум, до Японии и Южной Кореи, - результатом чего является сложившаяся ситуация? Что в данном случае лучше делать США, и каково место России в решении данной проблемы, учитывая, что за последние 20 лет мы серьезно потеряли в возможностях по давлению на Пхеньян?
- В данном случае я считаю, что это результат медлительности администрации США при решении этой проблемы. Это ошибки стратегии, потому что это - региональная проблема, а не проблема отношений КНДР и США, следовательно, и решение должно быть региональным. Я думаю, лучшее, на что мы можем рассчитывать - пятисторонние гарантии безопасности, вернее, без Южной Кореи: Китай, Россия, Япония и США; гарантии неприкосновенности территории КНДР в обмен на разборку и изъятие ядерного оружия у Северной Кореи. Главная проблема здесь внутри администрации, особенно в министерстве обороны. "Ястребы" считают, что КНДР не будет честна, как это было во время предыдущих переговоров. Они считают, что у КНДР всегда останется возможность производить ядерное оружие, и проблему нужно решать сейчас, пока она не стала еще хуже. Такие люди, как Пауэлл, - "голуби" - их не поддерживают, справедливо считая, что риск очень велик, и вопрос в том, кто будет отвечать за принятые силовые решения, если КНДР использует, возможно, имеющееся у них ядерное оружие.
Лучший выход - это четырехсторонние гарантии и всемерная экономическая поддержка КНДР. В этом случае мы будем знать, обладает ли Корея подобным оружием или нет. Я не думаю что это долгосрочная проблема, скорее - краткосрочная. На месте президента Буша я бы рискнул и принял мягкий вариант. Все зависит от того, как долго КНДР еще сможет просуществовать.
- Политическая ситуация на Украине нестабильна, у Кучмы очень низкая популярность. США поддерживают Ющенко как оппозиционера, как вы оцениваете шансы Ющенко на предстоящих президентских выборах?
- Американские политики всегда были всерьез озабочены ситуацией на Украине, и мы оказывали Украине большую помощь, гораздо более емкую, нежели России. В данном случае я полагаю, что Кучма - очень жадный политик. Он не успокоился даже тогда, когда достиг личных результатов, схожих с теми, которые были достигнуты Ельциным в России. У него была возможность наладить ситуацию в стране. Однако он предпочел заниматься личным благосостоянием, благосостоянием семьи и.т.д. Последней каплей, переполнившей чашу нашего терпения, стала ситуация с продажей "Кольчуг". Это гораздо более серьезно, чем история Гонгадзе и публикация компрометирующих записей. "Кольчуги" просто взбесили Белый дом. Кучма говорил, что он не продавал их, а расследование показало обратное. Я был на Украине в прошлом ноябре, я встречался с Карлосом Паскуалем, послом США в Украине, также виделся со Стивеном Пфайфером, который сделал официальное заявление о том, что американская администрация не желает более сотрудничать с властью Кучмы. Скорее всего, это и стало поводом поддержки Ющенко американской администрацией. Я не могу сказать про шансы Ющенко, так как на выборах будет большое давление со стороны ЕС для обеспечения справедливых и честных выборов. Во всяком случае, я считаю, что если Ющенко станет президентом, это будет очень хорошо для Украины.
- Тот факт, что Украина послала войска в Ирак, не может свидетельствовать о прощении Кучмы?
- Нет. Это значит, что он принял вовремя умное решение. Он просто предотвратил ухудшение своего положения. На данный момент нет такой вещи, которая могла бы реабилитировать Кучму. Что больше всего меня в нем удивляет, так это его политическая недальновидность. Сейчас он понимает всю сложность своего положения и торгуется с оппозицией, выторговывая себе лучшую участь.
Койт Блэкер (Coit Blacker). Справка
Койт Д. Блэкер - профессор политологии, директор Института международных исследований Стэндфордского университета.
В первой администрации Билла Клинтона (1992-1996) профессор Блэкер занимал должность специального помощника президента по вопросам национальной безопасности и являлся старшим директором по делам России и Евразии в Совете национальной безопасности США.
В СНБ он осуществлял надзор за осуществлением политики США в отношении России и стран СНГ, а также выступал в качестве главного консультанта президента США и советника по национальной безопасности по вопросам, касающимся бывших советских республик.
Профессор Блэкер - выпускник Западного Колледжа (Occidental College, специальность - политология) и Школы права и дипломатии Флетчера в университете Тафтс (Бостон). Здесь он получил докторскую степень. Блэкер сотрудничает с Гарвардским университетом, Стэндфордским университетом и Советом по международным отношениям США.
В 1993 году он получил почетную степень доктора наук в Институте дальневосточных исследований Российской академии наук за исследование, посвященное российско-американским отношениям и содействию миру и безопасности в Тихоокеанском регионе.
Профессор Блэкер - автор или соавтор семи книг и монографий, среди них - "Заложник революции: Горбачев и советская политика безопасности, 1985-1991" (вышла в 1993 году), "Воины поневоле: США, СССР и контроль над вооружениями (вышла в 1997 году) и написанная вместе с Глорией Даффи книга "Международный контроль над вооружениями: вопросы и соглашения" (вышла в 1984 году).
Он является членом Совета по международным отношениям США, Международного института стратегический исследований и Центра международной безопасности и сотрудничества в Стэндфордском университете.
Профессор Блэкер также является одним из руководителей программы российско-американского диалога в Институте Аспена. В рамках этой программы дважды в год устраиваются конференции с участием ведущих специалистов США и России по внешней и оборонной политике.