Касаясь итогов работы на посту президента Чечни, Алханов отметил, что удалось уничтожить почти всех лидеров боевиков, сделать жизнь в Чечне во многом безопасной, однако подчеркнул, что президентство не является для него самоцелью. На вопрос, собирается ли он вновь баллотироваться на пост главы Чечни после истечения президентского срока в 2008 году, Алханов ответил: "Этот вопрос уже не ко мне. Кандидатуру нового президента Чечни будет представлять президент РФ". При этом он сказал: "Если честно - не хочу".
"Когда я начинал работать (в Чечне), у нас на железной дороге за день происходило по шесть подрывов. К концу 2001 года мы нейтрализовали - либо привлекли к уголовной ответственности, либо уничтожили - тех, кто эти подрывы осуществлял. Запустили пассажирское движение. В 2003 году, когда я стал министром МВД, ночью на улицу никто не выходил - боялись. Милиция по ночам на вызовы не выезжала. При мне ситуация изменилась", - сказал глава республики.
Подводя итоги амнистии боевиков, Алханов сообщил, что "за это время с повинной явилось около 446 человек, из них порядка 57 человек - наиболее серьезные, одиозные фигуры - командиры среднего звена". "Из сдавшихся боевиков 305 уже амнистировано. Крупные фигуры из боевого крыла после 1999 года практически все уничтожены. Наиболее серьезная фигура из оставшихся - Доку Умаров", - отметил президент Чечни.
Алханов также отметил, что республике не хватает финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета, для реализации планов восстановления инфраструктуры и решения социальных проблем. "Республика в результате двух военных конфликтов потеряла почти 100% своей промышленности, 80% социальной сферы. Чтобы это восстановить, нужны нестандартные решения. Нам должна оказываться финансовая помощь из федерального бюджета. У нас должны быть налоговые и таможенные льготы, должна быть помощь в реализации наших инвестиционных проектов", - сказал Алханов.
"Мы эту помощь получаем. Выделение средств из бюджета на Чеченскую республику из года в год увеличивается. Но на все, к сожалению, денег не хватает", - добавил президент Чечни.
По его мнению, количество жителей республики, пополняющих ряды чеченских боевиков, напрямую связано с социальными проблемами. "Сегодня в Чечне - порядка 618 тысяч трудоспособных людей, из которых около 328 тысяч не имеют работы. Промышленность лежит, агропромышленный сектор лежит. Как нам трудоустроить этих людей? Вот и пополняют ряды боевиков молодые люди, которым некуда деться. Безусловно, нам нужна помощь в изменении в положительную сторону имиджа Чеченской республики и чеченцев", - сказал Алханов. При этом, по словам президента, у руководства Чечни "есть амбициозные планы: за пять лет выйти на уровень экономически активных регионов РФ". "Любят говорить, что мы якобы требуем чуть ли не контрибуций, полномочий, "какие Дудаеву и не снились". Да вы почитайте проект договора: чего мы там просим? В политическом плане - ничего, чего нет у других субъектов Федерации. Да он еще к тому же и не подписан",- отметил Алханов.
Он подчеркнул, что Чечня не претендует на исключительность по сравнению с другими субъектами РФ. "Времена смуты, когда у нас некоторые политиканы хотели заглотить суверенитета как можно больше, давно прошли. Никто в нашей стране не должен претендовать на исключительность - ни народа, ни субъекта. Я не считаю, что у Чеченской республики должны быть какие-то особые условия в политическом плане", - сказал президент.
Между тем накануне сообщалось, что следующим президентом Чечни станет министр труда и социальной защиты Чеченской Республики Магомед Вахаев . Как ожидается, Вахаев станет очередным "техническим" президентом в республике, контролируемой премьером Ррамзаном Кадыровым.