Ходоровский предложил бизнес-план для зоны. Пока там "уборка, курение и бесцельное хождение по кругу"
kasparov.ru
Бывший глава некогда самой успешной в России нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский считает, что работу уголовно-исполнительной системы в стране можно сделать эффективной. По мнению отбывающего срок в Карелии бизнесмена, при правильном подходе к организации быта и труда в колонии заключенные не захотят возвращаться на зону. Сейчас же половина из них после отсидки, столкнувшись на выходе с жизнью "без денег, без семьи, без специальности", а также "без привычки к каждодневному производительному труду", часто без дома и "с бурчащим желудком", вскоре попадают снова за решетку.

Своеобразный бизнес-план по преобразованию жизни заключенных Ходорковский изложил, отвечая на вопросы издания "Фонтанка.ру". Текст интервью публикует "Пресс-центр Ходорковского и Лебедева".

Ходорковский напомнил статистику, согласно которой в российских исправительных заведениях находятся 650 тысяч заключенных, на содержание каждого из них тратится больше, чем средний доход россиянина на свободе. В то же время рабочие места, по замечанию экс-главы ЮКОСа, "пусть самые убогие", есть только у 10-15% процентов сидельцев. В итоге страна получает почти полмиллиона фактически безработных - "потенциальных поставщиков уголовного рецидива".

"Плац, уборка, столовая и снова уборка"

Описывая распорядок дня в местах заключения, Ходорковский сравнил его с армией: "Плац, строй, уборка, столовая и снова уборка. В перерывах - курение и бесцельное хождение по кругу". "Эти люди не работают, не откладывают себе никаких денег на первое время. Они не приучаются к труду, к специальности, не занимаются тем, чем смогли бы зарабатывать себе на хлеб, оказавшись на воле. И вот так мучаются от вынужденного безделья сотни тысяч непьющих, пусть даже и временно непьющих, физических здоровых людей", - отметил он в интервью "Фонтанке.ру".

По словам Ходорковского, руководство колонии не заинтересовано в изменении сложившегося уклада. Организовав производство и получив тем самым "дополнительную головную боль" в виде возможных травм, попыток проноса на зону запрещенных предметов и нагрузки на бухгалтерию, никаких бонусов "гражданин начальник" не получит - прибыль у колонии все равно отнимут и премии тоже не дадут.

Чтобы решить проблемы, нужно развивать и укреплять взаимоотношения колоний с местной промышленностью, с коммунальной сферой, предприятиями по ремонту и строительству объектов региональной инфраструктуры, с сельхозпроизводством, уверен Ходорковский. По его словам, именно здесь не хватает рабочих рук.

Гигантские средства ради десятка "побегушников"

Как объяснил глава ЮКОСа, в настоящее время невозможно организовать систему так, чтобы найти применение специальностей заключенных, которыми они овладели до попадания на зону. Главной причиной является высокая себестоимость производства в колонии и очень жесткие требования к охране мест заключения, считает он. Признав, что по статистике лишь 3% зэков считаются потенциально опасными, Ходорковский отметил, что таким образом получается, что гигантские средства напрасно тратятся на "охрану и режим" ради десятка "побегушников".

Для того, чтобы человек после освобождения смог проще адаптироваться к жизни на воле, Ходорковский предлагает сделать тюрьмы местом обитания опасных преступников, колонии-поселения - для остальных. "В этом случае значительная часть заключенных переместится в колонии-поселения, а там с работой проще", - пояснил осужденный бизнесмен.

При увеличении численности поселенцев нужно будет поменять подход к организации труда в колонии, уверен Ходорковский. Производство должно быть независимым, а лагерная администрация - мотивирована на конечный результат в виде исправления людей. Чтобы люди не возвращались в тюрьму, они должны выходить на свободу со специальностью, с трудовыми финансовыми накоплениями, с привычкой работать, идеально - с приглашением на работу, считает он.

Напомним, что Федеральная служба исполнения наказаний РФ работает над программой социальной адаптации заключенных на протяжении последних нескольких лет, однако в корне ситуация не меняется. Для освобожденных из мест заключения в разных регионах России установлены квоты на рабочие места, открыты центры трудовой адаптации.