Ключевой эпизод - это демонстративные обыски, без которых шествие по Москве на следующий день вряд ли собрало бы столько народу. Многие наблюдатели недоумевали - получается, власть сама помогает оппозиционерам, всякий раз "раззадоривая" тех, кто, возможно, уже и не собирался выходить на улицу. Однако, как говорят источники журнала, никакой отмашки из Кремля не было, и более того, в администрации президента даже недовольны: если уж и проводить обыски, то в рабочем порядке, а не в выходные накануне "марша".
Из этого рождается вывод о том, что скандальные обыски - это личная инициатива руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина, а истинная причина - попытка обезопасить себя от увольнения и других возможных санкций из-за резонансной истории с вывозом журналиста "Новой газеты" на разборки "в лес".
Скандал разразился 13 июня, но "вызревал" неделю, и Бастрыкин, по всей видимости, поспешил подстраховаться и пошел на своего рода самоуправство. Если бы "Новая газета" выдвинула свои обвинения сразу ("лесная история" произошла еще в ночь на 5 июня, редакция объяснила свое промедление необходимостью сначала обеспечить безопасность журналиста, замглавреда издания Сергея Соколова. - Прим. ред.), то Бастрыкина могли как минимум снять с должности. Но после обысков и пикетов у здания СК наказание главы комитета выглядело бы как решение, принятое под давлением оппозиции. А Владимир Путин очень этого не любит, объясняют кремлевские чиновники.
Впрочем, в президентской администрации быстро нашли способ воспользоваться ситуацией. Именно управлению внутренней политики принадлежит "идея сместить акцент с дела о беспорядках на тему незаконного обогащения", сказал один из собеседников "Власти", комментируя нахождение у Ксении Собчак миллиона евро наличными. За это, по мнению прессы, ее могут привлечь по статье об уклонении от уплаты налогов с физического лица, грозящей тюрьмой на срок до трех лет.
Антимитинговый закон спасет от более серьезных протестов, чем московские "гулянья"
Что же касается беспрецедентно быстрого принятия антимитинговых поправок, которые "Единая Россия", пользуясь большинством в Госдуме, протащила фактически в одиночку, то и здесь у власти не было "ближнего прицела" на митинг 12 июня, как сначала предполагали обозреватели. На самом деле цель у властей более широкая - создать инструменты для пресечения возможных протестов в будущем.
Особенно актуальными эти ограничения станут в том случае, если поводы для выражения недовольства - будь то уже запланированное повышение тарифов на ЖКХ или последствия все еще ожидаемой второй волны мирового кризиса - появятся не только у "креативного класса", как сейчас, но и у так называемых простых россиян, говорится в статье.
Авторы делают вывод, что многократно возросшие штрафы за нарушения на митингах - это самое меньшее из зол, которые придут с новым законом. Фактически эти штрафы и не надо будет применять.
Во-первых, наряду с ужесточением наказаний за нарушения на митингах в КоАП была внесена и поправка, резко увеличивающая (с 2-2,5 тысяч до 50-100 тысяч рублей) штрафы за "организацию блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций". А ведь в последние годы именно перекрытие автомагистралей и железных дорог стало едва ли не главным "оружием пролетариата", позволяющим гражданам привлекать внимание властей к своим проблемам.
Во-вторых, согласно поправкам, после принятия соответствующих антимитинговых законов в субъектах РФ (это должно произойти до конца 2012 года, но регионы могут управиться и раньше) все уличные протесты будут загнаны в своеобразные резервации, а протестующие перестанут мозолить глаза чиновникам своими красными флагами или белыми ленточками.