В Москве продолжается расследование преступлений, совершенных криминальным авторитетом Асланом Гагиевым по кличке Джако и его бандой
Interpol
В Москве продолжается расследование преступлений, совершенных криминальным авторитетом Асланом Гагиевым по кличке Джако и его бандой. Преступники убивали даже высокопоставленных чиновников и силовиков, в том числе следователя СК РФ Александра Леонова. Как оказалось, Леонова "заказала" сестра его бывшей жены, с которой потерпевший стал делить имущество после развода. А Джако согласился бесплатно исполнить просьбу об убийстве, поскольку, по словам источников "Коммерсанта", питал уважение к заказчице преступления, занимавшей пост прокурора.

Убийство Леонова, по версии следователей, заказала Ольга Швецова. До недавнего времени она возглавляла районную прокуратуру во Владикавказе. Швецову задержали в аэропорту Беслана, откуда она собиралась вылететь в Москву. Летом этого года старшего советника юстиции Ольгу Швецову в качестве свидетеля допросили следователи главного следственного управления СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу (ГСУ СКР по СКФО), давно разбирающиеся в преступлениях, совершенных Асланом Гагиевым. Дав показания, Ольга Швецова, возглавлявшая тогда прокуратуру Затеречного района Владикавказа, вскоре оформила себе годовую визу в Германию. На днях, уволившись из прокуратуры, она купила авиабилет в Москву, откуда, очевидно, собиралась навсегда покинуть родину. Причем конечный ее маршрут так и остался неизвестным, поскольку у Ольги Швецовой было два загранпаспорта, один из которых находился у ее знакомых в столице.

В надзорном ведомстве Швецова служила с 1984 года. Она начинала стажером в Сахалинской прокуратуре, откуда затем перевелась в следователи МВД Северной Осетии. Через несколько лет Ольга Швецова вернулась в надзорные органы, работала помощником районного, а затем и республиканского прокурора, а также следователем. В 2005 году она стала прокурором Иристонского района Владикавказа. В дальнейшем полковник юстиции руководила еще двумя районными прокуратурами столицы Северной Осетии, получая за это многочисленные благодарности и другие ведомственные награды, включая медаль "За верность закону" I степени.

В 2007 году женщина-прокурор прославилась на всю республику, совершив восхождение на Эльбрус. На вершине горы ею был установлен прокурорский вымпел.

Сестра Ольги тем временем вышла замуж за следователя Северного следственного отдела на транспорте Московского межрегионального управления на транспорте СК РФ Александра Леонова. Но через несколько лет брак распался и бывшие супруги начали делить имущество. В августе 2012 года, как установило следствие, прокурор Швецова приехала в Москву и встретилась с криминальным авторитетом Асланом Гагиевым, которого попросила разобраться с Леоновым. Джако воспринял это предложение как оказанную ему честь и не стал требовать денег.

По поручению Джако за следователем некоторое время вел слежку сотрудник специального отряда быстрого реагирования "Булат" ГУ МВД России по Московской области кавалер ордена Мужества полковник Евгений Яшкин, помогавший бандитам. А 12 сентября того же года бывший сотрудник уголовного розыска МВД Руслан Юртов, которого на мотоцикле привез сообщник, расстрелял Леонова из пистолета на глазах его новой сожительницы - судьи Савеловского районного суда Москвы Татьяны Адамовой. Позже она была уволена, так как выяснилось, что Адамова "лоббировала" интересы своего сожителя.

Примечательно, что и Гагиев, отдавая распоряжение своим подчиненным об убийстве Леонова, ссылался на ту же коррупционную схему. "Поступило указание об убийстве мужчины, который мошенническими действиями со своей женой, работающей судьей, отбирает у людей квартиры", - говорил Джако исполнителям. Его слова приводит "Московский комсомолец" со ссылкой на материалы дела.

Убийство Леонова долгое время оставалось нераскрытым. Однако в итоге показания по этому делу стали давать члены банды Джако. Выяснилось, что роль киллера исполнил Руслан Юртов - на тот момент действующий сотрудник уголовного розыска.

Уголовное дело в отношении Юртова и еще 11 бандитов, которые обвиняются в участии в ОПС (ч. 2 ст. 210 УК РФ), бандитизме (ст. 209 УК РФ), а также в многочисленных убийствах (ст. 105 УК РФ), в том числе бывшего владельца германских верфей Wadan Yards Андрея Бурлакова, сейчас слушается во 2-м Западном окружном военном суде столицы. Спецназовца Евгения Яшкина, принявшего участие в 25 убийствах ОПС, Мосгорсуд отправил на принудительное лечение.

15 декабря Ленинский районный суд Владикавказа арестовал Ольгу Швецову на один месяц. Вину в убийстве бывшего родственника, работавшего в следственных органах, она не признает.

Банда, выполнявшая "особые поручения государственной важности"

Члены группировки Аслана Гагиева, которого называли "киллер N1" в России, совершили от 80 до 100 и более убийств, хотя не все эпизоды доказаны и отражены в следственных материалах. В СК РФ официально заявляли о том, что киллеры Джако убили 63 человека, совершив 48 нападений.

Банда Джако также уникальна своей сложной организацией. Она действовала под видом "структуры ФСБ" и проводила экономическую экспансию, в том числе в Германии. Помимо простых бандитов и киллеров, в ней состояли "финансовые разведчики" (внедрялись в банки под видом крупных клиентов) и "экономические киллеры" (управляли собственностью убитых банкиров и бизнесменов).

По данным следствия, члены группировки называли себя "Семьей", а друг друга - "братьями". Существование "Семьи" обеспечивалось за счет средств государственной "Финансовой лизинговой компании" (ФЛК), которая занималась развитием гражданского авиастроения в России и получала миллиарды из федерального бюджета. Через эту компанию Гагиев, как он заявил в австрийском суде, "платил ежемесячно 1,2 миллиона евро в Следственный комитет, его главе Александру Бастрыкину" за крышевание своего "бизнеса".

Из материалов уголовного дела Гагиева следует, что в 1990-х годах он взял на себя вину за экономическое преступление, совершенное одним из ныне действующих сотрудников администрации президента России Владимира Путина. Отбыв за это наказание, Гагиев получил возможность познакомиться "с высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти РФ".

Кроме того, Гагиев поддерживал отношения с лидерами тамбовской ОПГ, которые, как писала "Новая газета", "на протяжении многих лет были бизнес-партнерами друзей президента Владимира Путина.

Как писал корреспондент "Новой газеты", который встречался для интервью с Гагиевым в Австрии в октябре 2016 года (до его экстрадиции в Россию), после этой беседы он уже иначе смотрел "на новейшую историю нашей страны, в особенности на тех, кто, как считается, эту историю делает".

История Гагиева рассказывает о большой истории страны, на примере которой становятся абсолютно ясными мотивы и характеры тех, кто стоит во главе государства последние 20 лет. Эта история не про одну группировку, а про строй, сложившийся в России в начале XXI века.

Попытки властей отмежеваться от Гагиева выглядят смешно. Тот, кого называют "киллером N 1 России", нередко помогал государству, когда его об этом просили, воевал на устраиваемых этим государством войнах. Не говоря уже о том, что на протяжении многих лет самые высокопоставленные представители власти сами обращались за помощью к "Большому Брату", как называли Гагиева его приспешники.

"Мы служили Родине"

Считается, что банда Гагиева была создана в Северной Осетии в 2004 году. Но в реальности ее участники и раньше совершали убийства, просто это были "разовые акции", говорил информированный источник в следствии.

Аслан Гагиев решил сколотить банду, еще когда учился в МИСИ. На начальном этапе в группировку входило 12-15 человек. Главным киллером в банде стал однофамилец Джако Олег Гагиев по кличке Малыш, который ранее был сотрудником контрразведки Северной Осетии.

В ОПГ также числились двое милиционеров и один сотрудник прокуратуры. Многие из бандитов ранее участвовали в вооруженном конфликте с Грузией в 1992 году.

Прикрытие банде обеспечивали оперативник УБОП Рафаэль Калагов, заместитель районного прокурора Мурат Габеев и сотрудник республиканского МВД Гиви Слонов. Причем Габееву и Слонову удалось скрыться от следствия.

Оба Гагиевых отличались невероятной жестокостью и убивали даже своих приспешников.

Все задержанные члены группировки признают, что Джако - отличный психолог. Большинству подручных он внушал, что убийства совершаются ради благого дела. Исполнителям он говорил, что занимается очищением Северной Осетии от чиновников-коррупционеров, лидерам группировки - что власть в республике принадлежит им, координаторам обещал богатую жизнь за границей.

Уже через пару лет банда насчитывала больше 70 "сотрудников". Основными координаторами были Артур Джиоев и Георгий Дзугутов (в 2015 году осужден на 15 лет лишения свободы в колонии строгого режима). С ними Джако обсуждал стратегию и советовался, как именно убивать жертв. В дальнейшем конкретные задания передавались киллерам, которых разбили на шесть бригад. В Москве и Подмосковье было несколько баз и конспиративных квартир, где они тренировались в ожидании "особо важного задания по спасению государства Российского".

"Мы служили Родине, ради этого отказались от семей, от обычной жизни, поменяли все это на дисциплину и порядок", - заявил во время дачи показаний один из арестованных фигурантов.

Помимо 70 "штатных сотрудников", у Гагиева были так называемые внештатные работники. Они могли занимать должности в силовых структурах и выполняли отдельные поручения банды.

Например, в 2015 году были задержаны двое старших оперуполномоченных СОБР ГУ МВД РФ по Московской области - Андрей Санкин и Виктор Пронин. Спецназовцы занимались похищениями людей по указке бандитов. Пленников стражи порядка передавали киллерам Джако для дальнейшей расправы.

В связях с бандой уличили и уже бывшего первого заместителя начальника управления СК РФ по Северной Осетии Аркадия Габалова.

Девять лет убийств

Одной из шести бригад киллеров, подчинявшихся Джако, руководил бывший сотрудник правоохранительных органов и спортсмен Александр Стайхевич. В августе 2017 года его приговорили к 18 годам колонии строгого режима.

Стайхевич участвовал в расправе над известным банкиром, владельцем "Национального капитала" Дмитрием Плытником, пропавшим в 2004 году. Перед смертью его подвергли пыткам, а потом обезглавили и утопили труп в реке Дубна.

В 2005 году при участии Стайхевича исчез председатель правления банка "Кутузовский" Олег Новосельский. Его живым забетонировали в железной бочке и обрекли на мучительную смерть. Бочка длительное время находилась в подвале офиса на Чистых прудах, куда потерпевшего заманил член банды Аркадий Беркович под предлогом передачи фейерверков для празднования Нового года. Потом бочку с останками банкира утопили в канале имени Москвы. Нашли ее спустя 10 лет после признаний одного из членов ОПГ. В октябре 2005 года на Каширском шоссе в Подмосковье бандиты Джако при участии Стайхевича обстреляли машины Mercedes и Mitsubishi, на которых ехали в храм негласный владелец разорившихся во время финансового кризиса 2004 года "Содбизнесбанка" и банка "Кредиттраст" Александр Слесарев и его родственники. Вместе с банкиром погибли его жена Наталья и 15-летняя дочь Елизавета, а еще три человека (в том числе 80-летняя монахиня) получили ранения. Одна из пострадавших, Вера Карташова, впоследствии скончалась. В 2006 году в Московской области Стайхевич и его киллеры убили Владислава Джиоева, Зелима Кабулова, Андрея Челохсаева и Чермена Кочиева. Тогда же в столице ими был убит Сергей Оноприенко.

В 2007 году жертвой той же бригады стал Артур Бекмурзов, а в следующем году - Лаша Авлохашвили. Обоих потерпевших убили в Подмосковье.

В 2009 году Стайхевич и его сообщники похитили и убили Дато Джавахишвили, занимавшегося водочным бизнесом. Тогда же в Москве ими был убит Виталий Гагиев, сообщал официальный сайт СК РФ.

Всего при участии Стайхевича было убито 15 человек. То есть за каждую отнятую жизнь ему назначили по одному году лишения свободы.

Постепенно покушения и убийства, совершаемые Гагиевым и его приспешниками, становились все более дерзкими. В 2008 году банда Джако убила мэра города Владикавказа Виталия Караева, а также вице-премьера Северной Осетии (а в прошлом тоже мэра Владикавказа) Казбека Пагиева и его водителя Владимира Гасиева. Кроме того, бандиты убили начальника УБОП МВД Северной Осетии Марка Мецаева и начальника отдела УУР республиканского МВД Виталия Чельдиева. Тогда же был убит и сын Чельдиева - Заурбек. Мецаев был расстрелян из-за того, что расследовал преступления банды Гагиева. А Чельдиев, в свою очередь, занимался расследованием покушения на Мецаева. Весной 2009 года члены банды тяжело ранили подполковника милиции Аслана Качмазова.

Через некоторое время следователи арестовали ряд участников группировки. Уже после этого, в октябре 2013 года, оставшиеся на свободе киллеры убили заместителя прокурора Промышленного района Владикавказа Олега Озиева. Бандиты также расправились с несколькими криминальными авторитетами, которые пытались занять освободившуюся нишу после ослабления банды Джако.

Аслана Гагиева считали одним из крупнейших владельцев судоверфей, в том числе расположенных в Германии. По слухам, канцлер ФРГ Ангела Меркель приезжала в Кремль и жаловалась на ущерб от финансовых махинаций с участием "русских". Но первые лица (опять же, по неофициальным данным) заметили, что тут чистая экономика, а не политика, и отказались вмешиваться.

Как бы то ни было, вопрос вокруг верфей окрасился кровью. В 2011 году банда Джако убила бывшего первого заместителя генерального директора ОАО "Финансовая лизинговая компания" и председателя совета директоров судостроительной группы Wadan Yards Андрея Бурлакова. При этом ранения получила супруга бизнесмена Анна Эткина. Дерзкое преступление было совершено прямо в московском кафе "Хуторок", когда супруги давали интервью журналисту Первого канала.

До своей смерти Бурлаков вывел из компании 1,5 миллиарда рублей, после чего оказался фигурантом уголовного дела.

Киллера, которым оказался житель Каспийска Магомед Мичилов, задержали через год. Впоследствии также выяснилось, что Бурлаков, как и Мичилов, работал на Гагиева, но в другом структурном подразделении. А когда бизнесмен решил сделать "самостоятельный ход", Гагиев приказал его убить.

После того как членов банды стали арестовывать, Гагиев и некоторые его приспешники скрылись за границей. Самого Джако задержали в начале 2015 года в австрийской Вене, однако его экстрадиция затянулась. Адвокаты подозреваемого уверяли, что в России никто не сможет гарантировать Гагиеву безопасность и "европейские" условия содержания, хотя соответствующие гарантии были получены от Генпрокуратуры РФ. Летом 2018 года экстрадиция все же состоялась.