Летчики-испытатели спорят, могла ли "ошибка блондинки" сгубить Як-42: это можно проверить на взлетной полосе
mchs.gov.ru
Версия о крушении Як-42 под Ярославлем из-за включенного стояночного тормоза может быть проверена по следам на взлетно-посадочной полосе, считает известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. "Представьте, колеса заторможены, три двигателя работают в максимальном режиме, самолет весит около 40 тонн. Должен был остаться след, если был включен стояночный тормоз", - сообщил эксперт "Интерфаксу".

В целом, он считает такую версию вполне реальной. Толбоев испытал десятки типов и модификаций самолетов. На прошлой неделе он сказал, что Як-42 - морально устаревший, но надежный самолет, с которым у него как у испытателя "не было никаких технических проблем".

Накануне источник в авиапроме, близкий к расследованию, сообщил "Московскому комсомольцу", что к трагедии привел грубый прокол пилотов, который автомобилисты называют "ошибкой блондинки": самолет взлетал на "ручнике". Не исключено, что, когда Як-42 начал разгон, пилоты наконец заметили, что взлетают на "ручнике", и отключили его, однако было уже слишком поздно. Экипаж мог решить продолжать взлет, понадеявшись на большой запас ВПП - самолет стартовал с половины полосы.

- Летчики заговорили о недостаточной квалификации пилотов
- Следователи смогут допросить выжившего бортмеханика в конце недели
- Опознаны все жертвы авиакатастрофы

Однако не все эксперты считают эту версию обоснованной. Источник "Интерфакса" в авиационных кругах, близкий к расследованию авиапроисшествия, заявил, что записи "черных ящиков" вообще не подтверждают, что стояночный тормоз был включен.

"Нигде в параметрических самописцах не проходит информация о том, что такая ситуация была. И версия о том, что неотключение стояночного тормоза стало причиной авиакатастрофы, ничем не подкреплена", - отметил источник. Он пояснил, что в случае неотключения пилотами "ручника" у самолета, "скорее всего, еще до начала разгона разрушилась бы стойка шасси и взлететь бы он не смог".

Летчик Алексей Островский, который летал ранее на Як-42, разбившемся под Ярославлем, в интервью Business FM тоже отверг эту версию. "Я с этим не согласен. Когда взлетает на тормозе это сразу видно. Самолет не набирает ни скорости, ничего. Сдвинуться, может, и можно, но медленно это будет. Единственная причина могла быть, что могли не дать режим взлетный или номинальный, а дали какой-то режим 76 для того, чтобы сзади себя машины какие-то или еще что-то, чтоб не сдуть их и не поломать. Бежал, бежал, бежал полполосы и потом взлетный дал, но было уже поздновато", - прокомментировал он.

Летчик-испытатель Александр Акименков также заявил, что при включенном стояночном тормозе самолет не смог бы оторваться от земли, сообщает "Русская служба новостей".

"Надо посмотреть руководство полетной эксплуатации. Там написано, что для предупреждения попадания посторонних предметов в воздухозаборники двигателей рекомендуется сначала вывести обороты до 70%, на этих оборотах разогнаться до скорости 350 и только потом добавить до 100%", - рассказал летчик-испытатель. По его словам, для разгона Як-42 полосы в 3 километра было достаточно: "Ничто их не поджимало. Они должны были взлетать именно по такой методе. Ну как при такой методе самолет может со стояночным тормозом взлетать?"

"Если бы стояночный тормоз у них был включен, то они просто стояли бы на месте при выводе двигателя на взлетный режим. Если бы у них не хватило сил трения, они начали бы скользить по поверхности взлетно-посадочной полосы. У них бы стерлась резина и разрушились колеса. При стояночном тормозе побольше давление дается на тормоза. Самолет бы не взлетел либо остался на месте", - сказал эксперт.

По некоторым данным, официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду. Пока на сайте МАК новой информации не появилось, так что официально можно ориентироваться только на промежуточные итоги расследования.

В минувший понедельник председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина на совещании в правительстве сообщила о промежуточных итогах расследования крушения Як-42. По мнению специалистов, самолет при взлете был полностью исправным. Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями, перед взлетом стабилизатор и закрылки были в положении взлета. "Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено", - заявила председатель МАК.

Летчики заговорили о недостаточной квалификации пилотов

Комментируя версию о невыключенном "ручнике", летчик-испытатель Сергей Кнышов заявил, что ему с трудом в нее верится, но, если командиру стало плохо во время полета и руководил взлетом второй пилот, могло произойти и такое. По словам Кнышова, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот - "это практически ноль".

Стоит отметить, что в Росавиации экипаж разбившегося самолета считают достаточно опытным. Командир Андрей Соломенцев до гибели налетал 6900 часов, из них 1600 - на Як-42. Второй пилот Игорь Жевелов летал на Як-42 400 часов, причем общий налет у него составлял 13 тысяч часов.

Однако портал Life News пишет со ссылкой на неназванные источники в следственной группе, что этого количества часов на самолетах класса Як-42 было недостаточно. Заслуженный летчик России, летчик-испытатель Вадим Базыкин утверждает, что и командир экипажа, и второй пилот были недостаточно квалифицированы для того, чтобы выполнять полет.

"В гражданской авиации большой налет - это свыше 8-10 тысяч часов, - рассказал Базыкин. - А здесь у командира - 1400 часов на этом типе, а у второго вообще - 400! Владелец авиакомпании вообще не имел права допускать его к перевозке пассажиров!"

"У меня уже сомнений не возникает, что это однозначно экипаж. Остается только гадать, либо это преступная халатность, либо это недоученность. Мне кажется, третьего здесь уже нет", - добавил он в интервью Business FM.

Впрочем, ранее в СМИ писали, что, скорее всего, комиссия МАК из этических соображений предпочтет не возлагать вину на экипаж.

В целом, власти и пресса после трагедии заговорили о дефиците квалифицированных пилотов. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что "речь должна идти о подготовке летного состава, об оснащении авиационных компаний тренажерами и способности подготовить летный состав".

Между тем пресса отмечает, что нехватка пилотов в стране создается искусственно и вызвана запретом на использование иностранной рабсилы в авиации. Об этом пишет, в частности, портал Slon.ru. Крупные компании ищут пилотов по объявлениям в интернете. "Лучшие переучиваются на иномарки, попадают при этом в долговую зависимость от авиакомпаний (для переподготовки берутся кредиты), перекредитовываются, торгуются и меняют компании", - описывает портал.

Следователи смогут допросить выжившего бортмеханика в конце недели

Внести ясность в расследование авиакатастрофы может единственный выживший - бортмеханик Александр Сизов. Возможно, он видел, что происходило со стояночным тормозом в момент взлета. По словам главы департамента здравоохранения Москвы Леонида Печатникова, Сизов уже идет на поправку, и его состояние характеризуется как "относительно удовлетворительное". Печатников выразил уверенность в том, что летчик вернется к нормальной профессиональной жизни.

Бортмеханик проходит лечение в московском НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Администрации больницы пока не пускает к нему следователей. Директор НИИ Анзор Хубутия пояснил "МК", что пока состояние больного не позволяет проводить с ним беседы.

Пока из-за травмы головы он разговаривает с огромным трудом. Возможно, в конце недели родственники и следователи все же смогут с ним поговорить. Обзор статей российской прессы о состоянии выжившего бортмеханика подготовил портал "Заголовки.ru".

Опознаны все жертвы авиакатастрофы

Между тем в ярославском следственном управлении СКР сообщили, что опознаны последние двое погибших в авиакатастрофе Як-42. Таким образом, работа по опознанию и выдаче тел погибших завершена.

Идет выдача изъятых вещей родственникам погибших, продолжаются допросы многочисленных свидетелей, очевидцев падения самолета и лиц, прибывших первыми на место катастрофы. На сегодняшний день допрошено более 50 человек.