По мнению бывшего летчика 415-го истребительно-авиационного полка, до середины 1990-х годов базировавшегося на ярославском аэродроме "Туношна", крушение Як-42 похоже на катастрофу Ту-154 под Смоленском. "Тогда пилот слепо подчинился приказам начальников, вместо того, чтобы следовать инструкциям. У меня сложилось стойкое ощущение, что и в этот раз было что-то похожее: пилотов подгоняли с земли, они явно нервничали", - заявил газете "Комсомольская правда" летчик, попросивший не называть его имя.
По всей видимости, пилотов Як-42 предупредили, что проволочек при взлете быть не должно, считает собеседник издания. Ведь в тот день в Ярославле ожидали прибытия высоких гостей на Мировой политический форум. По мнению летчика, начав взлетать, пилот Як-42 сразу понял, что есть проблемы с двигателем. В нормальных условиях он должен был прекратить разгон. Но летчик промедлил - вероятно, помня об установке не занимать долго ВПП.
До конца полосы еще оставался выбор: можно было резко затормозить, но в этом случае была высока вероятность капотирования - опрокидывания через передние колеса, что парализовало бы на несколько часов работу аэропорта. Очевидно, что такой инцидент поставил бы крест на карьере летчика, и он предпочел рискнуть, полагает эксперт.
Версию летчика о нервозной обстановке в аэропорту накануне трагедии подтвердил и водитель разбившейся на Як-42 хоккейной команды "Локомотив" Леонид. По его словам, в аэропорт он привез спортсменов за 50 минут до взлета, службы воздушной гавани сразу же попросили его убрать транспорт, хотя раньше такого не было. Пускали в аэропорт только по специальным пропускам, проводить спортсменов не дали ни фанатам, ни друзьям. Изменения в режиме работы в аэропорту объяснили ожиданием прилета высоких гостей форума.
Как известно, по одной из версий, экипаж польского Ту-154 принял ошибочное решение о посадке в сложных погодных условиях из-за психологического давления со стороны находившегося в кабине командующего ВВС Польши Анджея Бласика, который опасался гнева президента Леха Качиньского, которому мог не понравиться уход самолета на запасной аэродром.
Самолет Як-42 авиакомпании "ЯК-Сервис" разбился 7 сентября после взлета из аэропорта "Туношна". На его борту была хоккейная команда "Локомотив", летевшая в Белоруссию для участия в матче с клубом "Динамо" (Минск). Из 45 пассажиров и членов экипажа выжили двое - хоккеист Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов. Они доставлены на лечение в московские больницы, состояние пострадавших остается крайне тяжелым.
По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".
Официально причины катастрофы не сообщаются. Эксперты выдвигают новые версии
В выходные Росавиация опровергла одну из выдвигавшихся ранее версий крушения: экспертиза не выявила недостатков авиатоплива. Анализ топлива, которым заправлялся Як-42 в аэропорту "Туношна", "подтвердил его кондиционность".
Межгосударственный авиационный комитет официальных причин катастрофы пока не называл, но намекнул, что технические проблемы могли возникнуть по вине пилотов. Первые данные с "черных ящиков" самолета показали, что двигатели Як-42 работали до столкновения с препятствиями. Как сообщил в конце прошлой недели замглавы Минтранса Валерий Окулов, следствие рассматривает две основные версии - "технический отказ самолета и человеческий фактор".
МАК в минувшую пятницу фактически опроверг и версию о том, что самолет мог рухнуть из-за неправильно установленных стабилизатора или закрылков. "Перед взлетом самолета стабилизатор был установлен в положение 8,7 градуса на "кабрирование" и закрылки самолета были установлены во взлетное положение", - говорится в сообщении на сайте МАК.
Большинство экспертов читают наиболее вероятной причиной аварии грубое нарушение правил полетной эксплуатации.
Выдвигаются и новые версии крушения Як-42. Как заявил газете "Московский комсомолец" летчик-испытатель Александр Акименков, помпаж (срывной режим работы) двигателя мог произойти из-за "агрессивной электромагнитной среды", вызванной телефонным звонком. По словам эксперта, наличие в аэропорту огромного количества высокочастотной техники в связи с открытием Мирового политического форума могло спровоцировать сбой в электронике, которая управляет работой двигателей.
Как признал летчик, такая версия на уровне фантастики, однако исключать ее нельзя. "К примеру, причиной громкой авиакатастрофы - крушения "Руслана" в Иркутске - стал звонок одного из пассажиров по китайскому радиотелефону", - напомнил Акименков об авиакатастрофе 6 декабря 1997 года. Тогда в поселке авиастроителей Иркутск-II потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан". На его борту находились два истребителя Су-27. По официальным данным, погиб 71 человек.
Как считает эксперт, падение тяги в секторе двигателей могло произойти и из-за столкновения самолета со стаей птиц. Но в этом случае в два или во все три двигателя должны были попасть сразу несколько птиц.
Иностранные СМИ обличают глубинные причины аварии
Иностранные СМИ вслед за российскими констатируют плачевное состояние гражданской авиации в России, которое и привело к крушению Як-42 под Ярославлем. Как заявили в немецком профсоюзе пилотов Cockpit, хуже, чем в России, с пассажирскими авиаперевозками дело обстоит только в Африке, сообщает "Газета.ru" со ссылкой на Deutsche Welle.
Оценку состояния гражданской авиации РФ дал пресс-секретарь профсоюза Йорг Хандверг. По его словам, главные проблемы в отрасли - недостаточная профессиональная подготовка, устаревшие самолеты и нехватка денег на ремонт и профилактику. Техническое оснащение наземных служб большинства аэропортов также оставляет желать лучшего. Плохо готовят и диспетчеров, считает Хандверг. В провинции практически никто из них не знает английского, хотя диспетчерам приходится вести и иностранные самолеты.
Напомним, накануне президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по итогам совещания по расследованию причин катастрофы Як-42. Правительству РФ поручено в сжатые сроки разработать комплекс мер по прекращению деятельности в РФ авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов. По мнению Медведева, деятельность таких авиакомпаний надо прекращать без решения суда.
Кроме того, должны быть увеличены административные штрафы за нарушение правил подготовки и выполнения полетов. Также президент велел принять срочные меры по обеспечению субсидирования лизинга гражданских воздушных судов, соответствующих современным требованиям к летной годности, а также по обеспечению субсидирования местных и региональных перевозок.