"Назрела необходимость в ясной, целостной и отвечающей современным требованиям государственной политике в сфере защиты населения и потенциально опасных объектов от техногенных, природных и террористических угроз", - сказал Владимир Путин.
Во время речи президента кто-то из участников заседания то-ли слушал невнимательно, то-ли соседу шептал что-то, но Владимир Путин отреагировал на это крайне негативно.
Пристально посмотрев в сторону, откуда раздавались неподобающие звуки, президент замолчал, раз восемь постучал пальцем по микрофону, а затем сказал, показывая пальцем на себя:
"Сюда нужно смотреть! И слушать, что я говорю!", - Владимир Путин сделал резкое ударение на слове "я".
"А если неинтересно, то пожалуйста...", - и он кивком указал на дверь, через которую входили журналисты.
Те, к кому обращался Путин, онемели. Как сообщает "Коммерсант", этими несчатными оказались: обычно немногословный министр энергетики Игорь Юсуфов, и. о. министра науки, промышленности и технологий Андрей Фурсенко, потерявший дар речи и министр здравоохранения Юрий Шевченко.
Именно Шевченко стал главным виновником приступа президентского гнева, что-то увлеченно рассказывая коллегам. Отметим, что с министром Путин беседовал за полтора часа до начала заседания о замечательном росте рождаемости в Свердловской области.
Слушатели обратили внимание на то, что подобный срыв у Владимира Путина произошел впервые за все годы президентства.
И раньше он, конечно, делал замечания и давал понять, что недоволен поведением или вопросом, но адресованы замечания президента были преимущественно журналистам. Теперь подобная реакция стала возможной и в отношении коллег.
Что происходило далее, доподлинно неизвестно - президент продолжил выступление без прессы.
По мнению президента, "все компоненты системы безопасности должны быть детально проработаны и увязаны в единую систему". "И главное - разграничить в этой сфере полномочия и адекватно этому ответственность между структурами, отвечающими за безопасность людей и объектов", - подчеркнул президент.
В своей речи он обратил внимание на "заметный рост угроз техногенного характера". По оценкам экспертов, сказал он, сейчас их доля в сумме всех чрезвычайных ситуаций уже превышает 70%.
Путин считает, что "одно из насущных требований дня - это разработка типовых управленческих документов и решений, а также универсальных технических средств обеспечения безопасности, необходимых в чрезвычайных ситуациях".
Он обратил внимание на необходимость усиления государством надзорных функций на тех объектах, которые "входят в перечень критически важных и находятся в частной собственности". "Этот вопрос требует детальной проработки с последующим четким законодательным закреплением полномочий государственных органов", - отметил президент.
Останавливаясь на угрозах техногенного характера, Путин отметил, что, прежде всего, к ним приводит изношенность инфраструктуры. Влияние этого фактора, вместе с тем, продолжал он, "могло быть существенно нивелировано, смягчено, если бы заинтересованные организации и должностные лица работали в строгом соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к подобной деятельности".
Он обратил внимание, что ряд аварий и катастроф проходят из-за несоблюдения норм и правил эксплуатации, а также недостаточной квалификации персонала.
Путин остановился также на вопросе о готовности противостоять негативным природным факторам и их последствиям: "Ущерб от наводнений и ураганов, землетрясений и лесных пожаров оценивается в миллиарды рублей. Есть и такие последствия, которые невосполнимы - это гибель людей".
Он отметил, что "мы просто обязаны выработать ясную и четкую систему предупредительных мер, защищающих граждан от последствий природных катаклизмов".
Он отметил, что зачастую люди "оказываются неподготовленными не только к ударам стихии, но просто не знают, как вести себя в нештатных ситуациях на производстве".