К шести годам лишения свободы в колонии общего режима по совокупности совершенных преступлений потребовал представитель гособвинения в среду на судебном заседании по делу уфимского ученого-физика, академика Оскара Кайбышева
imsp.da.ru
К шести годам лишения свободы в колонии общего режима по совокупности совершенных преступлений потребовал представитель гособвинения в среду на судебном заседании по делу уфимского ученого-физика, академика Оскара Кайбышева.

Процесс проходит в Верховном суде Башкирии, заседание в среду началось с подачи сторонами процесса ряда ходатайств судье. В частности, защита подала два ходатайства о прекращении уголовного дела в отношении их подзащитного по ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата) и о применении амнистии на остальные, инкриминируемые Кайбышеву, статьи. Последнее заявление адвокаты мотивировали тем, что в соответствии с амнистией, прекращаются все уголовные дела в отношении лиц старше 60 лет, возбужденные, в частности, по ст. 189 и ст. 285 УК РФ. Судья не удовлетворил эти ходатайства, сообщает "Интерфакс".

Гособвинение в свою очередь также подало ходатайство о приобщении к делу нескольких документов, среди которых, в частности, ответ Международного научно-технического центра по грантам, выдаваемым Кайбышеву.

После "обмена" ходатайствами начались прения сторон, открыл которые представитель гособвинения. Представитель прокуратуры республики перечислил все эпизоды инкриминируемых Кайбышеву преступлений с подтверждающими, по его мнению, документами и фактами, в том числе показаниями допросов свидетелей. В завершение речи прокурор попросил судью признать виновным и приговорить Кайбышева по ст. 189 УК РФ к 2 годам, по ст. 285 УК РФ - к 3 годам, по ст. 160 ч.3 - к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима.

Между тем, гособвинение переквалифицировало часть 4 на часть 3 статьи 160 УК РФ в связи с тем, что на момент совершения преступления, то есть с июня 2001 года по январь 2003 года, в ней не был предусмотрен "особо крупный размер" присвоения и растраты денежных средств, введенный в закон с 8 декабря 2003 года. Вместе с тем, представитель гособвинения, признав подсудимого виновным по ст. 327 УК РФ, не назначил срока наказания за нее в связи с истечением срока давности.

Таким образом, в итоге по совокупности предъявленных обвинений гособвинение потребовало 6 лет лишения свободы в колонии общего режима и лишения права занимать руководящие должности в научных учреждениях в течение 3 лет.

На следующем заседании суда, назначенном на 17 июля, в прениях выступит представитель защиты Кайбышева. Процесс по делу Кайбышева, временно отстраненного от должности директора НИИ проблем сверхпластичности металлов, проходит в закрытом от прессы режиме.

Кайбышеву инкриминируются преступления, предусмотренные ч. 1 ст.189 (незаконный экспорт иностранной организации материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых введен экспортный контроль), ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 3 ст. 160 (присвоение или растрата в особо крупном размере) и ч. 3 ст. 327 (использование заведомо подложного документа) УК РФ.

По версии обвинения, Кайбышев незаконно продал иностранному партнеру из Юго-Восточной Азии технологии двойного назначения. Эти данные, полагает обвинение, могут быть использованы при создании вооружения и военной техники. Сам Кайбышев считает уголовное дело "сфабрикованным".

Дело против академика было начато после того, как сотрудники ФСБ изъяли у вылетавшей из Уфы южнокорейской делегации техническую документацию на 500 листах и нескольких компакт-дисках. Выяснилось, что документы, в соответствии с условиями договора, передал сотрудникам южнокорейской фирмы "АСА Ко Лтд" уфимский Институт проблем сверхпластичности металлов.

Как утверждают в учреждении, "материалы предназначались для усовершенствования технологий при изготовлении литых колесных дисков для автомобилей". Однако экспертиза УФСБ пришла к заключению, что эта информация могла быть использована для производства ракет и оружия.

Расследование этого уголовного дела проводилось следственным отделением УФСБ РФ по Республике Башкирии под надзором республиканской прокуратуры. Суд идет под председательством судьи Ильдара Агадуллина, защита представлена тремя адвокатами, гособвинение - двумя сотрудниками Башкирии.