"Танки применялись для того, чтобы выбить террористов, которые забаррикадировались, когда уже заложники в здании не находились", - сказал Шепель.
Вместе с тем он отверг домыслы о том, что в ходе спецоперации в Беслане применялось запрещенное международными конвенциями оружие, сообщает РИА "Новости".
Экспертиза показала, что использовавшееся военными в спецоперации в Беслане оружие - реактивный пехотный огнемет (РПО-А) "Шмель" - не могло стать причиной пожара в школе, сказал Шепель.
"Нами была назначена экспертиза в Военной академии радиоактивной, химической и биологической защиты, которая четко показала, что РПО-А не является оружием зажигательного действия. И все разговоры о том, что применялось запрещенное международными соглашениями и конвенциями оружие, сами собой отпадают", - заявил замгенпрокурора РФ.
Он подчеркнул, что для верности в ходе экспертного исследования был произведен выстрел по сухому деревянному зданию, которое было полностью разрушено, но оно не загорелось.
"Для того, чтобы получить ожоги или чтобы воспламенился тот или иной объект необходимо действие огня от трех до пяти секунд, в то время как у РПО-А огненное кольцо - диаметром шесть-семь метров, и его действие длится от 0,3 до 0,5 секунды, то есть время в десять раз сокращено", - добавил Шепель.
Напомним, совсем недавно глава североосетинской парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств сентябрьской трагедии Станислав Кесаев выступил с критикой официальной версии произошедшего в Беслане. "В ней слишком много противоречий и нестыковок", - сказал он и заявил, что в массовой гибели людей в Беслане могут быть виновны силовые структуры.
При штурме федеральные силы использовали танковую артиллерию, сказал тогда он, что подтвердил сегодня замгенпрокурора Николай Шепель. По словам Кесаева, число боевиков, захвативших школу, было как минимум в два раза больше, чем говорит следствие. При этом до сих пор не ясно, кто руководил операцией. Кроме того, не установлена, и, по словам Кесаева, не будет установлена, причина первого взрыва, как, впрочем, и третьего.
Кесаев также уверен, что во время штурма применялись огнеметы. "Да, были огнеметы. Первую партию тубусов от примененных огнеметов, которую при мне нашел член Совета Федерации Пантелеев, сдали следствию. Но следствие их просто замылило", - сказал Кесаев.
"Армия не в состоянии нам объяснить, почему по школе стрелял танк. 3 сентября, где-то в четыре-пять часов. Прямо при мне было три выстрела из танкового орудия во дворе школы. Я говорю: "Вы что делаете?" Они отвечают: "Ну там же боевики". Я говорю: "Но там же и люди!" А когда у командующего 58-й армией спрашивают: "Кто давал команду стрелять из танкового орудия?" Он отвечает: "Командир танка". "Командиру танка кто давал команду?" - "Непосредственный руководитель боя". А кто непосредственно руководил боем? А хрен его знает", - рассказывает Кесаев.
Кесаев говорит, что во время штурма людей спасали местные жители, а власти просто бездействовали. Большинство заложников, по данным Кесаева, погибли, когда в спортзале, где они содержались, начал гореть потолок. По этому эпизоду у Кесаева также есть вопросы.
"Вы и сейчас можете пойти в спортзал и увидеть, что краска на полу сохранилась. То есть снизу не горело. Горело только сверху, и потом крыша обрушилась на этих людей, и они все поджарились именно под этим. Кроме того, есть первые показания депутата Госдумы Воробьевой, врача из Ростова, о характере ожогов, которые встречали медики. Следствие ставило только вопрос о причине смерти - ожоги, пулевое ранение, осколочное, прочее. Но характер ожогов не определяли. А в историях болезни есть записи об ожогах от чего-то, похожего на напалм", - говорит Кесаев.
Что же касается показаний единственного подсудимого по этому делу, то их Кесаев назвал попросту "выбитыми". "Суд, конечно, доведет дело Кулаева до конца", - не сомневается Кесаев. Кулаева, скорее всего, осудят и применят к нему мораторий на смертную казнь. А потом, добавил глава комиссии, Нурпаши Кулаев умрет, и никто ничего больше не будет спрашивать. Есть такой старый итальянский фильм, напомнил он, - "Следствие окончено, забудьте".
Кесаев пообещал, что комиссия сделает все возможное, чтобы установить истину. И добавил, что у специалистов есть немало вопросов к федеральным органам. Замгенпрокурора России по Южному федеральному округу Николай Шепель усомнился в законности самой комиссии и в достоверности слов ее председателя. В ответ осетинские парламентарии пообещали, что не оставят без внимания высказывания Шепеля, но пока не решили, как именно на них реагировать. Самого заместителя прокурора можно понять: работа комиссии Кесаева, равно как идущий во Владикавказе процесс над единственным выжившим участником захвата школы Нурпаши Кулаевым, ставит под сомнение официальную версию трагедии, писала газета "Время новостей".
Опознан 21 террорист из 31, уничтоженного в Беслане
Кроме того, Шепель рассказал, что опознан 21 из 31 террориста, уничтоженных в Беслане.
По его словам, в рамках расследования дела о теракте в Беслане был задержан участник нападения на Ингушетию в июне прошлого года - уроженец Ингушетии Ханиев. "Мне хотелось бы довести до сведения, что в ходе расследования по делу о теракте в Беслане и подполья на юге России был задержан еще один боевик, который дал показания о местонахождении лагеря Аду-Дзейта, в котором находились боевики перед нападением на бесланскую школу", - сказал Шепель.
По его словам, этот боевик был знаком со всеми участниками банды и опознал еще одного участника захвата школы в Беслане. "Поскольку террорист знал всех участников нападения на Беслан, он опознал еще одного", - сказал Шепель.
В настоящее время остаются не опознанными 10 боевиков, участвовавших в теракте, отметил замгенпрокурора.
В результате теракта в Беслане 3 сентября 2004 года погибли 330 человек: 317 заложников, один житель Беслана, который принимал участие в спасении заложников, а также два работника МЧС и 10 сотрудников спецназа России. Своей вины подсудимый ни в ходе следствия, ни на суде не признал.
В настоящее время в Северной Осетии проходит суд над уцелевшим террористом. На скамье подсудимых - единственный задержанный участник захвата бесланской школы Нурпаши Кулаев. Ему инкриминируется ряд преступлений, в том числе таких тяжких, как терроризм, убийство, нападение на работников правоохранительных органов. Его защищает адвокат Альберт Плиев.
В США покажут фильм о Беслане
На американском телеканале PBS во вторник вечером будет транслироваться документальный фильм Beslan: Siege of school № 1 ("Беслан: осада школы номер 1") о сентябрьской трагедии в России.
В фильме есть кадры, как дети с улыбками на лицах спешат в школу и читают стихи о школе на торжественной линейке. Но также в документальной ленте есть эпизоды, снятые в спортивном зале, где находилось большинство заложников. Перед камерой несколько женщин - бывших заложниц - вспоминают, как все это было.
Лариса Кудзиева была внутри школы города Беслана, когда чеченские террористы захватили в заложники ее и всех находившихся в здании: 1200 детей, учителей и родителей. Она вспоминает, что в Беслане террористы сразу же отобрали два десятка самых крепких мужчин из числа заложников, вывели их куда-то и расстреляли.
"Возможно, они опасались, что эти мужчины окажут сопротивление", – говорит Кудзиева. Она также вспоминает, как захватившие ее в плен люди развешивали по спортзалу взрывчатку, "как рождественские игрушки", пишет американская газета The New York Times. Запомнился ей и момент, когда, ближе к концу ее 52-часового пребывания в заложниках, один из террористов, Али, заплакал. Обо всем этом Кудзиева рассказывает в документальном фильме "Беслан: осада школы номер 1". (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Надежда Гуриева, учительница и мать детей, которые погибли в школе, рассказывает о том настроении, которое было у заложников. "На третий день стало ясно: даже если они и не расстреляют нас - а мы начинали выходить из-под контроля - начнется массовое безумие. Я видела это безумие в глазах женщин", - говорит Гуриева.
Все началось 1 сентября 2004 года, в первый день школьных занятий. Школу захватили мужчины и женщины в масках, и они предъявили властям ультиматум, в частности потребовав вывода российских войск из Чечни. Осада школы закончилась 4 сентября, и в результате погибло не менее 330 человек, более половины из которых – дети. Известно, что выжил только один из террористов, пишет газета.
Руслан Аушев, который был единственным официальным представителем, которого захватившие школу террористы пропустили внутрь здания для переговоров, называет террористов "вполне уверенными в себе и спокойными" и говорит, что он не верит, что все они хотели умереть. Аушев смог договориться об освобождении 26 заложников – матерей и их детей.
Кадры фильма, которые были сняты за пределами школы, производят не менее яркое впечатление. Большая толпа родителей детей-заложников и других горожан ждет в невыносимом напряжении. Мужчин, которые принесли с собой оружие, предупреждают, чтобы они не стреляли, так как террористы грозились: "Если вы убьете одного из нас, мы убьем 50 человек".
В фильме есть кадры того, как официальный представитель властей уверяет стоящую у школы толпу людей в том, что в школе находится лишь 354 заложника. В одном моменте фильма Аушев говорит о том, что у него есть список из 700 известных людей, которые предлагают обменять себя на заложников.
Доктор Леонид Рошаль пытается успокоить людей, но говорит банальные и почти оскорбительные вещи: "Я знаю, что люди переполнены эмоциями, но попытайтесь успокоиться", - и добавляет: "У вас замечательный президент, и он полностью на вашей стороне".
Все изменилось после 13:00 четвертого сентября, когда толпа услышала два взрыва, которые раздались внутри здания школы. Далее на пленке запечатлен начавшийся хаос, и затем – полуобнаженные дети, которых выносят из школы, пишет американское издание.
Наверняка телезрители испытают ужас, когда будут смотреть этот фильм. И почти никто не сочтет оправданием для людей, захвативших школу, те политические цели, которые они преследовали.
После документального фильма телеведущий Бил Мойерс возьмет интервью на тему российско-чеченского конфликта у авторов книги "Возвышение Кремля: Россия Владимира Путина и конец революции" Питера Бейкера и Сюзан Глассер, заключает газета.