Переданные предметы, по мнению членов инициативной группы, являются неприобщенными к делу вещественными доказательствами. Отвечая на вопрос, как могут повлиять переданные материалы на ход следствия, Бугулов сказал, что комиссия уже занималась этим вопросом.
"Для нас это отработанная информация. Однако, по просьбе жителей Беслана мы вновь вернулись к рассмотрению этого вопроса", - отметил член парламентской комиссии.
При этом он особо подчеркнул, что делать выводы - это задача следствия.
"Задача нашей комиссии - проследить, чтобы все вещественные доказательства были приобщены к делу и рассмотрены", - заявил Бугулов.
"Это должно помочь следствию восстановить картину штурма школы, а также выяснить причины пожара, возникшего в спортзале", - считает один из членов инициативной группы Эльбрус Тедтов. – "А по номерным знакам на тубусе от выстрела можно точно выяснить, кому принадлежало это оружие, и кто отдал приказ стрелять по школе, где были заложники, из запрещенных Женевской конвенцией огнеметов".
Люди, потерявшие в теракте своих близких, считают, что пожар в школе возник из-за того, что спецслужбы либо армейские подразделения стреляли из огнеметов, и требуют от следствия ответа на вопрос о том, кто разрешил применить в Беслане огнеметы "Шмель", отмечает ЮФО.Ru .
В свою очередь заместитель Генпрокурора РФ Николай Шепель сообщил, что все полученные вещдоки будут приобщены к материалам уголовного дела по бесланскому теракту.
"Для следствия не новость, что при штурме использовались "Шмели", существует 9 таких тубусов от выстрелов, - сказал Шепель. – На вопросы о виновности спецназа, кто применял это оружие, и была ли в том необходимость, ответит ситуационная экспертиза, которую проводят квалифицированные эксперты".
Местных жителей давно будоражат использованные огнеметы "Шмель", найденные на крышах жилых домов напротив школы. Как написал журналист газеты The Guardian (перевод на сайте Inopressa) в статье от 16 февраля 2005 года "Через полгода тайна по-прежнему окутывает Беслан", находка заставила усомниться в том, что первый взрыв в школе вызвала случайно взорвавшаяся мина в спортзале. Хотя доказательств мало, кое-кто из уцелевших говорит, что взрыв был похож на "удар молнии". 40-летняя Зифа Цирикова заявила Guardian: "Потолок загорелся и упал, этого бы не было, если бы взорвалось внутри".
Александр Торшин, российский сенатор, возглавляющий "независимую" комиссию, которую президент Путин попросил расследовать теракт, заявил, что гранатометы могут свидетельствовать о том, что поблизости от школы находилась "третья сила".
"Сейчас главное понять, кому они принадлежат. Это очень сложный вопрос, касающийся также сообщников, которые могли быть у боевиков", – сказал он.
Власти заявляли, что огнеметы "Шмель" принадлежали боевикам
Как пишет "Новая газета", долгое время участники официальных расследований попросту отказывались признавать очевидный факт. Пока представители парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане наконец не сообщили, что после штурма криминалисты обнаружили на крыше тридцать девятой пятиэтажки (во время операции там находился спецназ ГРУ) корпуса от огнеметов. Но вскоре выяснилось, что номера с корпусов парламентская комиссия переписала неправильно, а потом Николай Шепель, замгенпрокурора России, заявил, что огнеметы принадлежали вовсе не российским военным, а боевикам.
Комментировать заявление Шепеля представители парламентской комиссии отказались. Сказали, что попытаются запросить у прокуратуры корпуса от огнеметов и правильно переписать номера (чтобы выяснить, где были изготовлены и в какую войсковую часть поступили на вооружение). Но уже тогда представители парламентской комиссии дали понять, что с Генпрокуратурой отношения не складываются и повторное обследование вещдоков маловероятно.
И тогда жители Беслана, подобравшие разбросанные после штурма корпуса от огнеметов, решили помочь парламентской комиссии и сдать именно комиссии вещдоки, которые представляют такой болезненный интерес для официального следствия, пишет газета.
Жители Беслана категорически не желали сдавать тубы от огнеметов сотрудникам прокуратуры, так как опасаются за свою жизнь. А Александру Торшину, уполномоченному расследовать обстоятельства теракта, в Беслане пока еще не доверяют, утверждает издание.
Довольно оперативно отреагировала прокуратура, так неохотно признавшая, что огнеметы вообще использовались при штурме. На допросы - в Москве и Беслане - вызвали всех, чьи имена были опубликованы в статье газеты. Следователи настоятельно рекомендовали журналистам уговорить жителей Беслана передать вещественные доказательства не парламентской комиссии, а именно прокуратуре.
Позднее Александр Порфирьевич Торшин сообщил "Новой газете", что у расследования есть свой сценарий, вопрос по огнеметам пока открыт, но в ближайшее время комиссия приобщит найденный огнемет к собранным материалам. У него нет уверенности, что обнаруженный "Шмель" принадлежал российским спецподразделениям: "Похожее оружие было и в машине террористов". На вопрос, как такое мощнейшее оружие российского производства могло оказаться в руках бандитов, Александр Торшин ответил, что "и с этим предстоит разобраться".