Детективы Скотланд-Ярда полагают, что Литвиненко мог быть отравлен в суши-ресторане Itsu, где 1 ноября днем встречался с итальянским профессором Марио Скарамеллой, и в отеле Millennium Hotel на Мейфейр, где позднее в тот же день встречался с двумя российскими деловыми партнерами - Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. Луговой и Ковтун также были заражены полонием-210 и находятся в московской больнице с признаками лучевой болезни.
Тем временем Кремль развернул агрессивную пиар-войну с целью нивелировать ущерб, причиненный заявлениями о его причастности к убийству Александра Литвиненко, продолжает британская газета. После пяти недель предположений о том, что отравление бывшего агента КГБ было санкционировано президентом РФ Владимиром Путиным, российские государственные СМИ в Москве предприняли скоординированную атаку на репутацию Литвиненко, называя его испытывающим денежные затруднения "сказочником", смерть которого стала частью кампании дискредитации России. Это наступление ознаменовало отказ от первоначальной тактики замалчивания обстоятельств его смерти российскими СМИ и высокопоставленными чиновниками, отмечает Independent. (Полный текст статьи на сайте InoPressa.ru.)
Подконтрольный государству Первый канал использовал свою ведущую программу о преступности "Человек и закон", которая транслируется в четверг вечером, для выдвижения серии обвинений в адрес бывшего шпиона, включая утверждение, что он бежал в Великобританию в 2000 году, чтобы избежать ареста за причастность к оргпреступности и вымогательство денег у бизнесменов.
Отметим, что тема отравления Литвиненко блистает своим отсутствием на российских центральных телеканалах. В выпусках новостей об этом либо не говорится вообще, либо озвучиваются заявления российских официальных лиц или отобранных экспертов. Один из них в эфире телеканала "Россия" заявил, что Литвиненко сам себя отравил, случайно лизнув полоний-210.
Другую атаку предпринял глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, бывший глава ФСБ - структуры, в которой работал и Литвиненко. Он заявил, что покушение было совершено с целью навредить Кремлю. Степашин заявил, что он как бывший директор ФСБ может с уверенностью утверждать, что Литвиненко убили те, кто хотел опорочить нынешние российские власти и, прежде всего, президента Путина.
Кремлевское контрнаступление развернулось на фоне заявлений известного изгнанника и друга Литвиненко, который сообщил, что на подрыв репутации экс-шпиона направлена значительная часть глобального пиар-бюджета Кремля в 750 тысяч фунтов стерлингов.
Эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев, ныне живущий в Лондоне, сообщил The Independent: "Вокруг смерти Литвиненко не было бы такого скандала, если бы в его теле не был найден полоний. Если бы его убили другим способом - в результате дорожной аварии, выстрела, чего угодно, это была бы история-однодневка. Теперь Россия пытается отмыть свой имидж от полония".
То, что идет контратака в области пиара, доказывают пущенные в эфир Первым каналом длинные записи переговоров между Литвиненко и проживающим в Лондоне предпринимателем Борисом Березовском, который был союзником и финансовым спонсором Литвиненко. Эти записи призваны навести на мысль, что Литвиненко изобретал утверждения, которые помогли бы его патрону, в обмен на "вознаграждение". В передаче "Человек и закон" прозвучало предположение, что Березовский сократил месячное содержание бывшего агента с 5 тысяч фунтов до 1,5 тысяч, и у того начались денежные затруднения.
Закаев заявил о наличии свидетельств, что Москва пытается разместить материалы, направленные против Литвиненко, в британской прессе, которую она обвиняет в истеричной реакции на отравление. Заявления о попытках Литвиненко шантажировать некоего олигарха, о которых сообщила одна воскресная газета, по словам Закаева, были составлены пиарщиком, работающим на государственное инвестиционное агентство, заключает Independent.
По всей видимости, Закаев имел ввиду статью в газете The Times, в которой говорилось, что в рамках своего последнего расследования, которое Литвиненко вел до своей гибели, он утверждал, что раскрыл заговор ФСБ, имевший целью реквизировать миллионы фунтов у состоятельных россиян, которые уехали в Лондон и другие западные столицы, путем тайной кампании запугивания, грязного мошенничества и убийств. Друзья Литвиненко, такие как Алекс Гольдфарб, заявили, что Литвиненко хотел показать, что Кремль посылает группы агентов за границу для разборок со своими врагами. Однако живущая в Лондоне исследовательница Юлия Светличная заявила The Times, что Литвиненко посвятил ее в свой план, состоявший в шантажировании некоторых персон из списка ФСБ.