Перед судом выступил Леонид Филимонов, ныне первый зампред "ЮКОС-Москва", а в 1998 году - председатель совета директоров "Томскнефти". Он заявил, что обязанности Бахминой были рядовыми, а передача имущества компании была вынужденной, сообщает "Коммерсант".
Напомним, Светлана Бахмина обвиняется в совершении хищения путем присвоения в 1998-1999 годах имущества ОАО "Томскнефть" с использованием служебного положения в составе организованной группы в крупном размере на общую сумму свыше 8 млрд рублей. В предыдущий раз суд не смог продолжить рассмотрение дела в связи с неявкой свидетелей. В ходе первого заседания по существу Бахмина заявила о своей невиновности.
"В 1998 году нефтяники были на самом дне, производство рухнуло, а при этом на компании, как на градообразующем предприятии, висели огромные материальные ценности: общежития, транспорт, дороги, а еще больницы, совхозы, теплицы и много нерентабельных скважин", - начал свидетель Леонид Филимонов. Чтобы вытянуть производство, было решено продать мертвый груз - совхозы, малопроизводительные скважины - специально созданным для этого нескольким ЗАО. "Кстати, имущество мы никому не отчуждали", - подчеркнул он.
По словам Филимонова, этот вопрос подготовило управление делами ЮКОС-ЭП (дочерняя структура ЮКОСа, созданная как управляющая компания) при поддержке его правового управления и вынесло на советы директоров компаний "Томскнефть", а также "Юганскнефтегаз" и "Самаранефтегаз". Свидетель пояснил, что ситуация была схожа на всех трех нефтяных компаниях.
"Особых дебатов по этому вопросу на совете директоров и не было, проблема обсуждалась уже давно, и юридически это было обосновано, а экономически для "Томскнефти" это было очень важно, ведь развал этой компании был бы катастрофой для области. Поэтому решение было принято без проблем", - сказал свидетель. В итоге, по его словам, "Томскнефть" удалось вытянуть из банкротства, и пошел рост производства. Таким образом, свидетель Филимонов подтвердил, что передача имущества "Томскнефти" была законной и обоснованной.
Отвечая на вопросы гособвинителя Николая Власова, Леонид Филимонов подчеркнул, что никакой особой роли Светлана Бахмина в этом процессе не играла: "Она была обычным членом совета директоров, лишь однажды избиралась зампредом совета директоров, и никаких дополнительных функций или прав у нее не было. Единственное - мы прислушивались к ней как к юристу, ведь мы все там в основном производственники".
Свидетель подчеркнул, что Бахмина к повестке дня совета директоров и ее подготовке отношения не имела: "Повестку дня совета директоров я получал через секретаря СД из управления делами ЮКОС-ЭП, и она была согласована с их правовым управлением".
Свой уточняющий вопрос задала свидетелю и сама обвиняемая. "Каждый из нас представлял на совете директоров точку зрения своего руководства, я – юротдел, вы – президента компании и так далее. Помните ли вы такие случаи, когда это не выполнялось, когда было наоборот?" - спросила Светлана Бахмина. Леонид Филимонов согласился, что по-другому не было.
Прокурор Николай Власов усмотрел в выступлении Филимонова расхождения с его показаниями на предварительном следствии: тогда, по его словам, он говорил несколько другое. Прокурор попросил зачитать те показания в суде. Защита Светланы Бахминой выступила против, поскольку не усмотрела в этой просьбе мотивов. Но судья Татьяна Корнеева решила удовлетворить ходатайство прокурора, и сегодня на слушаниях показания свидетеля будут зачитаны.
Накануне стало известно, что независимый депутат Госдумы РФ Галина Петровна Хованская подписала личное поручительство за юриста компании "ЮКОС-Москва" Светлану Бахмину, чтобы ее освободили из-под стражи на время судебного процесса. По данным пресс-центра Ходорковского, ранее за Светлану Бахмину уже поручился депутат Госдумы А.П. Кондауров (фракция КПРФ).
Заместитель начальника правового управления компании "ЮКОС-Москва" Светлана Бахмина была арестована 7 декабря 2004 года после многочасового допроса в Генеральной прокуратуре России. С момента ареста Генпрокуратура неоднократно заявляла о невозможности изменения подследственной меры пресечения на подписку о невыезде, несмотря на то, что у Бахминой двое малолетних детей.
В рамках уголовного дела заявлены два гражданских иска, в том числе от физического лица - одного из акционеров компании "Томскнефть", - на сумму в размере 600 тысяч рублей и компании "Сандхейс Лимитед", зарегистрированной в Ирландии, на сумму более одного миллиарда рублей.
Максимальный срок наказания по инкриминируемым Бахминой статьям предусматривает до 10 лет лишения свободы.