Тему "Нового величия" на заседании поднял член СПЧ, историк и журналист Николай Сванидзе, передает РИА "Новости". "Я помню, вы обращались ко мне с этим "Новым величием", я просил прокуратуру разобраться, они мне материалы прислали, - ответил Владимир Путин. - Что там в этих материалах. У них, по данным прокуратуры, не следственных органов, а прокуратуры, прокуратура у нас, как известно, следствие не ведет, а надзирает за оным сегодня. Значит, организация ("Новое величие") целью которой является - это у них в документах - свержение действующей власти неконституционным путем с применением насилия".
По словам Владимира Путина, с этой целью члены организации "проводили сборы, проводили различные мероприятия, готовились к боевым действиям и проведению терактов в отношении органов власти". Президент подчеркнул, что обвиняемые "сами писали об этом в своих документах".
"Кроме этого, там у них холодное и нарезное оружие, гранаты или пару гранат - это ж серьезные вещи", - сказал Владимир Путин.
На реплику Николая Сванидзе о том, что в деле был провокатор, Путин заметил: "Допустим, внедренный агент. Он говорит, ребята, давайте гранатой запасемся, готовимся к свержению власти насильственным образом, путем. Они говорят да, хорошо, будем. Ну, если им это не нравится, взяли бы и ушли".
При этом Путин пообещал принять к сведению просьбу правозащитников еще раз проконтролировать ход расследования. "Я еще раз попрошу Генпрокуратуру внимательно следить, тем более, что вы говорите, что дело разваливается. Если разваливается, дай Бог, чтобы суд разобрался в этом глубоко и по существу", - заключил президент РФ.
В той же манере Путин прокомментировал и "московское дело". Когда ему напомнили про то, что фигурантам грозят тюремные сроки даже за брошенную в представителей полиции пластмассовую посуду, президент ответил, что видит в этих жестах отчаяния демонстрантов реальную угрозу для всего государства.
"Бросил пластиковый стаканчик - ничего, потом пластиковую бутылку - опять ничего, потом уже бросит стеклянную бутылку, а потом и камень, а потом стрелять начнут и громить магазины. Мы не должны допустить вот этого. Все имеют право высказывать свою точку зрения и выражать свою позицию всеми возможными и доступными, но законными средствами. Вот в чем все дело", - назидательно сказал глава государства функционерам правозащитного пула. Видео с речью президента опубликовал канал "Дождь".
Дело "Нового величия"
По уголовному делу "Нового величия" проходят Петр Карамзин, Дмитрий Полетаев, Вячеслав Крюков, Руслан Костыленков, 18-летняя Анна Павликова, 19-летняя Мария Дубовик, Максим Рощин и Сергей Гаврилов. Еще один фигурант дела Рустам Рустамов приговорен к 1,5 годам лишения свободы условно. Уголовное дело в отношении подозреваемых было возбуждено по ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества и участие в нем).
По версии следствия, фигуранты были последователями лидера запрещенной "Артподготовки" Вячеслава Мальцева. Выступая "как противники президента Владимира Путина и всех российских силовиков", они якобы создали экстремистскую организацию "Новое величие", призванную "дестабилизировать действующий режим" и изменить форму правления в России путем свержения Путина.
В СК РФ считают, что целью движения было "безальтернативное участие в народных восстаниях, революционных действиях, в столкновении с представителями действующего в России режима". Для этого, по версии следствия, активисты устроили несколько поездок в Подмосковье для тренировок по стрельбе и метанию "коктейлей Молотова". Защита настаивает, что предложивший создать движение некий "Руслан Д." был осведомителем или агентом-провокатором спецслужб.
Следствие считает Руслана Костыленкова лидером "Нового величия". Он рассказывал о пытках после задержания.
Ранее отмечалось, что из обвинительного заключения по делу "Нового величия" исчез Руслан Д., фигурировавший в качестве засекреченного ключевого свидетеля под именем Александра Константинова. Все обвинение строилось на его показаниях, меж тем именно он, по сути, был идеологом движения: обеспечивал группу финансами, написал "экстремистский" устав организации, придумал название "Новое величие", арендовал помещения для встреч.
Из материалов дела также известно, что в организации точно состояли еще три силовика, работавшие под прикрытием: старший уполномоченный капитан полиции М. И. Расторгуев, сотрудник Росгвардии Рустам Кашапов и оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления уголовного розыска МВД Юрий Испанцев. Причем Кашапов предоставлял фигурантам дела патроны для стрельбы по мишеням, сообщал сайт "ОВД-Инфо".
Сам Данилов в интервью заявлял, что не работает в правоохранительных органах.
Рассмотрение дела по существу началось в конце мая, ни один из восьми его фигурантов на скамье подсудимых вину в организации экстремистского сообщества и участии в нем не признавал.
В октябре Мосгорсуд отменил приговор осужденному по делу "Нового величия" Павлу Ребровскому. В апреле его приговорили к 2,5 года колонии общего режима. Его дело слушалось в особом порядке без исследования доказательств и допроса свидетелей, поскольку он полностью признал вину и заключил досудебное соглашение.
Однако летом Ребровский отказался от признательных показаний, заявив, что на предварительном следствии его допрашивали под давлением, а следователь обещал ему условный срок. Теперь его дело отправлено на новое рассмотрение из-за нарушения условий досудебного соглашения, на это время его отпустили под подписку о невыезде.
Следствие считает Павла Ребровского "главой Отдела активных действий и членом Верховного совета" сообщества. Но сам обвиняемый говорит, что не воспринимал "Новое величие" серьезно: "Я взрослый человек и понимаю, что свергнуть власть силами 10 человек невозможно. Относился к своим обязанностям (в сообществе. - Прим. "ОВД-Инфо") с юмором, соответственно, ими не занимался".
В том же ключе описывал "заговор" и 32-летний Петр Карамзин. "Да мы ничего не делали вообще, баловство одно! Закон не нарушал никто. На стрельбище просто пострелять ездили… Да какие стрельбы! Из карабина по банкам - разве стрельбы?" - говорил он в суде.
"Московское дело"
27 июля в Москве состоялась одна из наиболее крупных акций летней волны протеста, участники которого требовали честных и демократических выборов в Мосгордуму. Перед этим власти отказались зарегистрировать кандидатов от оппозиции.
В акции 27 июля, по утверждению властей, приняли участие порядка 3 тысяч человек. Из них были задержаны почти 1400 человек. При разгоне демонстрации применялись дубинки и электрошокеры, в результате пострадали около 80 человек. В течение нескольких последующих дней в московские суды поступило на рассмотрение 1043 административных дела по статье 20.2 КоАП ("нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"). 88 задержанных отправили под административный арест сроком от 3 до 30 суток. Сотни участников были оштрафованы на суммы до 150 тысяч рублей. Однако это было только началом беспрецедентных репрессий, вылившихся в возбуждение уголовных дел и другие формы запугивания.
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал мирные выступления оппозиции "заранее спланированными и хорошо подготовленными" "массовыми беспорядками". С подачи мэра СК РФ возбудил дело по этой статье, которая предусматривает максимальное наказание в виде 15 лет лишения свободы.
Фигурантами "московского дела" о "массовых беспорядках" уже стали десятки людей из разных социальных групп.
В начале сентября, после беспрецедентно скорого следствия и разбирательств, московские суды стали выносить показательно суровые приговоры участникам протеста и их единомышленникам, стремясь "закрыть вопрос" до выборов 8 сентября. 3 сентября пять лет колонии получил подмосковный менеджер и блогер Владислав Синица. Его лишили свободы за твит, в котором он упомянул детей силовиков и обрисовал возможные последствия подавления акций протеста.
В течение двух дней, 3 и 4 сентября, московские суды рассмотрели еще несколько уголовных дел, возбужденных в отношении участников протестных акций. Реальные сроки лишения свободы получили: Данила Беглец (два года колонии), Евгений Коваленко (3,5 года колонии за брошенную в сторону омоновца урну), Кирилл Жуков (3 года колонии за взмах рукой перед шлемом росгвардейца), Иван Подкопаев (3 года колонии).
5 сентября приговор зачитали программисту и члену участковой избирательной комиссии Константину Котову. Ему назначили 4 года колонии просто за то, что он неоднократно выходил на протестные акции. Котову инкриминировали печально известную статью 212.1 УК РФ, по которой ранее был осужден только один человек - оппозиционер Ильдар Дадин. Причем в итоге приговор Дадину отменили, а Конституционный суд рекомендовал не применять больше статью 212.1 УК РФ в ее нынешнем виде.
Наконец, наибольшее словесное возмущение в обществе, в том числе и в провластных его кругах, вызвал приговор, зачитанный актеру Павлу Устинову. Он, как и предприниматель Данила Беглец, оказался случайно среди протестующих в центре Москвы. Правда, Устинов был задержан и избит росгвардейцами на другой акции, проходившей 3 августа. В итоге актера признали виновным в причинении вреда силовику, опасного для его жизни и здоровья. Устинова приговорили к 3,5 года колонии.
Уже через несколько дней, на фоне беспрецедентного возмущения в обществе и волны открытых писем, рассылавшихся от имени профессиональных сообществ, прокуратура кардинально поменяла свою позицию: теперь чиновники надзорного ведомства попросили суд не приговорить Устинова к шести годам колонии, а отпустить его из СИЗО под подписку о невыезде, что и было сделано. Затем Устинову изменили приговор, назначив 1 год лишения свободы условно.
В настоящий момент следствие продолжает работу по выявлению новых подозреваемых. 28 ноября стало известно о задержании Сергея Суровцева, который, по версии следователей, ударил металлическим ограждением росгвардейца. А 3 декабря Басманный районный суд Москвы заочно арестовал Сергея Меденкова. Его также объявили в международный розыск.
Студенту-политологу из ВШЭ Егору Жукову сначала пытались инкриминировать организацию массовых беспорядков, якобы он "дирижировал" толпой протестующих, направляя их на столкновения с силовиками. Однако позднее следователи признали, что на видеозаписи руками размахивал другой человек. Тогда студента привлекли к ответственности за "призывы к экстремистским действиям" из-за видеороликов 2017 года, в которых Жуков делился полученными в вузе знаниями и убеждал сограждан в преимуществах ненасильственных форм протеста. Прокуратура просила для Жукова 4 года колонии, однако суд 6 декабря приговорил его к трем годам лишения свободы условно. Условный срок получил и другой фигурант, Владимир Емельянов. Зато Егору Лесных и Максиму Мартинцову назначили до трех лет колонии за насилие по отношению к силовикам. Никита Чирцов получил 1 год колонии, а Павел Новиков - 120 тысяч рублей штрафа, Эдуард Малышевский, разбивший стекло в автозаке - 3 года колонии.
Отдельным ответвлением "московского дела" стало расследование, проводимое в отношении жителей различных регионов России, которые выражали в интернете возмущение приговором, вынесенным судьей Криворучко актеру Павлу Устинову. В рамках этого дела о "травле судьи" задержаны уже четыре человека. 10 декабря стало известно о задержании жителя Воронежа Михаила Квасова. По версии следствия, он оставил несколько агрессивных комментариев в соцсетях на тему судьи Криворучко.
Ранее были задержаны житель Удмуртии Алексей Вересов, житель Ногинска Сергей Половец и Евгений Ерзунов, на которого дал показания Половец после задержания.
В рамках "московского дела" под следствием остаются еще 7 человек: В СИЗО и ИВС содержатся Самариддин Раджабов (ему грозит 5 лет колонии за брошенную пластиковую бутылку), Алексей Вересов, Евгений Ерзунов, Сергей Суровцев; под подпиской о невыезде - Сергей Половец; в международном розыске - Айдар Губайдулин; на экспертизе - Андрей Баршай. В отношении семерых уголовное преследование было прекращено. Суда избежали Сергей Абаничев (бросил в полицейских бумажный стаканчик), Владислав Барабанов, Даниил Конон, Валерий Костенок, Алексей Миняйло, Дмитрий Васильев, Сергей Фомин, сообщает сайт delo212.ru, посвященный "московскому делу".