Бывший сотрудник ООН россиянин Александр Яковлев, причастный к скандалу вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие", лишен дипломатической неприкосновенности
Архив NEWSru.com
Бывший сотрудник ООН россиянин Александр Яковлев, причастный к скандалу вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие", стал первым дипломатом, которому предъявлены обвинения в этой связи. Он был лишен дипломатической неприкосновенности, арестован, а затем отпущен под залог после того, как признал свою вину. Яковлев признал, что получил несколько сотен тысяч долларов в качестве взяток от подрядчиков и вымогал деньги за иракские контракты.

По данным возглавляемой Полом Волкером комиссии, которая ведет расследование возможных фактов коррупции и взяточничества при реализации этой гуманитарной программы для Ирака, Яковлев, бывший сотрудник закупочной службы ООН, в общей сложности получил в виде взяток почти 1 млн долларов. Деньги чиновник получал как при работе по проекту "Нефть в обмен на продовольствие", так и в ходе другой деятельности.

- Американский сенат: "ваучеры" от Саддама получали "Единство" и Администрация президента
- ООН и нефть: бизнес на 30 млрд долларов

Как сообщает ИТАР-ТАСС, Яковлев признал свою вину по трем обвинениям в рамках реализации гуманитарной программы для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие". Ему грозит до 60 лет тюрьмы.

Дипломатической неприкосновенности он лишен по запросу федеральной прокуратуры США, также ведущей расследование фактов злоупотреблений в рамках программы. Комиссия Волкера в понедельник представила третий промежуточный доклад о своей работе. В документе рекомендовано лишить дипломатической неприкосновенности Яковлева, а также Бенона Севана, бывшего руководителя программы. Последний в настоящее время находится на Кипре, уроженцем которого он является.

Яковлев подал в отставку в июне этого года. Севан, отстраненный от работы с сохранением символического заработка в 1 доллар в год до окончания расследования, заявил о том, что уходит с работы в ООН, в минувшее воскресенье.

В докладе комиссии впервые говорится о возможных причинах злоупотреблений, допущенных Севаном. В общей сложности он подозревается в получении почти 150 тысяч долларов в виде взяток. Следователи полагают, что состояние его финансовых дел было весьма шатким. Для того, чтобы его поправить, Севан помог получить контракты на поставки в Ирак товаров небольшой фирме "Африкан Мидл Ист петролеум" (АМЕП).

Программа "Нефть в обмен на продовольствие" действовала с декабря 1996 года и была предназначена для нейтрализации негативных последствий санкций, введенных против страны после вторжения в Кувейт в 1990 году. По условиям проекта, Ираку позволялось использовать выручку от продажи нефти для закупки медикаментов, продовольствия и других товаров гуманитарного характера. Однако нарушение правил осуществления программы позволяло режиму в Багдаде наживаться на продаже нефти.

По данным сената США, бывшему иракскому лидеру Саддаму Хусейну при помощи коррумпированных ооновских чиновников якобы удалось положить в свой карман до 21 млрд долларов в обход действовавших международных санкций.

В МИД России подчеркивают, что Яковлева неправильно называть российским дипломатом: он "не состоит и не состоял на службе в МИД". Яковлев работал в Секретариате ООН с 1985 года. В 1993 году ООН заключила с ним постоянный контракт. Сделано это было в личном плане, на конкурсной основе, без представления кандидатуры российской стороной.

Не исключено, что в ходе расследования "дела Яковлева" могут всплыть имена и других российских чиновников, причем очень высокого ранга. В частности, сенат США, расследовавший прегрешения Ирака и России при реализации программы, называл в сенсационном докладе имена экс-главы кремлевской администрации Александра Волошина и вице-спикера госдумы, главы ЛДПР Владимира Жириновского. Оба, как и еще один фигурант доклада Сергей Исаков, опровергли выдвинутые против них обвинения.

Выдержки из доклада: прегрешения российских чиновников

Американские эксперты отмечают, что "Россия играла в программе "Нефть в обмен на продовольствие" более важную и динамичную роль, чем полагали раньше". Американские сенаторы уверены, что роль эта была преступной: продавая нефть российским компаниям, Саддам покупал расположение российских чиновников, в том числе и в Совете безопасности ООН.

"Россия возглавляла список стран, поддержки которых добивался режим Хусейна в Совете безопасности ООН. В результате режим Хусейна выделил нефтяные ваучеры отдельным российским лицам, политическим партиям и другим структурам из-за их хороших отношений с Ираком и поддержки ими отмены санкций", - поясняют сенаторы.

"Одной из российских политических партий, которая получила большое количество ваучеров, была партия "Единство" (сейчас известная как "Единая Россия"), прокремлевская партия, тесно связанная с российским президентом Владимиром Путиным. Тарик Азиз (заместитель премьер-министра Ирака, в беседе с членами подкомитета 21 апреля 2005 года) заявил, что партия "Единство" получила такое большое количество ваучеров, потому что Россия занимала в Совете безопасности такую позицию, которая была благоприятна для Ирака, - говорится в докладе. - Вице-президент Рамадан отметил, что партия "Единство" получила самок большое количество ваучеров в России, поскольку являлась правящей партией и партией президента. Другими ключевыми российскими получателями нефтяных ваучеров были министерство иностранных дел, коммунистическая партия и либерально-демократическая партия России".

"Нефтяные ваучеры, которые можно было продать за крупные комиссионные, часто давали финансовую выгоду получателю. Вице-президент режима Хусейна Таха Ясин Рамадан подтвердил подкомитету по расследованиям, что нефтяные ваучеры действительно были "компенсацией за поддержку" (в беседе членов подкомитета с вице-президентом 18 апреля 2005 года)... Количество нефтяных ваучеров, выделяемых российским лицам и политическим партиям, было значительным, достигая 30% от всей нефти, выделенной в течение проведения программы "Нефть в обмен на продовольствие".

В центре внимания нынешнего доклада находится Администрация президента России. Различные источники приводят разные названия этой структуры - президентская администрация и управление делами президента. Так как бывший режим Саддама ссылался на нее как на "президентский совет", в этом докладе с целью последовательности и ясности используется именно этот термин.

Во главе администрации стоял Александр Волошин, который изначально был назначен на этот пост бывшим президентом Борисом Ельциным, а затем вновь назначен президентом Путиным после его прихода к власти в декабре 1999 года. Хотя Александр Волошин ушел в отставку в конце 2003 года, нет сомнений в масштабе влияния Волошина на российское правительство в период проведения программы "Нефть в обмен на продовольствие", - говорится в докладе.

Сенаторы проанализировали пять контрактов, заключенных российскими структурами с SOMO - государственной компанией по продаже иракской нефти, которая фактически была отделением министерства нефти страны. Например, 14 июня 2001 года был реализован контракт M/10/15. Произошло это после того, как Россия предотвратила усилия по укорачиванию списка компаний, которые могли заключать контракты на получение иракской нефти. "Одним из трех получателей была фирма "Роснефтеимпекс", которая 14 июля 2001 года подписала контракт на 17 млн баррелей нефти, ваучеры на которые были выделены российскому президентскому совету". В докладе говорится, что ваучеры еще на 1 млн баррелей получил посол России в Ираке Владимир Титоренко, а сам контракт на 17 млн баррелей получил "от имени "Роснефтеимпекса" помощник Волошина Сергей Исаков. Фактический вывоз нефти из Ирака осуществляла техасская торговая нефтяная компания Bayoil - ключевое звено нефтяных схем. По контракту M/10/15 было осуществлено 8 поставок на 12,8 млн баррелей. Именно через Bayoil российские и иракские посредники получали крупные "премии" и "комиссионные". Администрация президента России получила в ходе выполнения этого контракта 848 тысяч долларов, утверждают сенаторы.

Всего в докладе рассматривается пять подозрительных контрактов, по которым из Ирака было вывезено 30,5 млн баррелей нефти, а "подозрительные комиссионные" кремлевской администрации составили в общей сложности 2,983 млн долларов.

"У режима Хусейна были причины полагать, что Волошин будет эффективным каналом связи с президентом Путиным. Вице-президент Рамадан заявил, что выделение ему нефтяных ваучеров было одобрено Саддамом Хусейном", - утверждают авторы доклада.

Фигурирующий в докладе Сергей Исаков - друг Волошина (об этом заявил в беседе с членами подкомитета 20 апреля 2005 года один высокопоставленный чиновник режима Хусейна). "Исаков несколько раз посещал Ирак и оформил многие контракты, связанные с ваучерами для российского президентского совета (администрации президента)... Целью выделения ваучеров Исакову была покупка влияния", - утверждают сенаторы.

Во многих случаях "установление прямой связи между выдачей нефтяных ваучеров и конкретным голосованием в СБ ООН проблематично", констатируют авторы доклада. Однако один случай такого эффективного и выгодного взаимодействия сенаторы установили. "Летом 2000 года Соединенные Штаты представили в СБ ООН резолюцию по ограничению незаконной торговли на иракских границах, которая нарушала санкции. Хусейн приказал своим подчиненным "проявить благодарность" россиянам за поддержку Ирака в СБ ООН по этому вопросу. Эта благодарность заключалась в выделении россиянам дополнительных нефтяных ваучеров и товарных контрактах для того, чтобы возместить им угрозу наложить вето (на резолюцию) и будущее сотрудничество. Это был "новый поворот", так как впервые выделение нефтяных ваучеров было привязано к конкретным действиям (беседа членов подкомитета с одним из высокопоставленным чиновников режима Хусейна 14 апреля 2005 года)", - говорится в докладе.

Нефтяные ваучеры для администрации президента (выдержки из доклада)

"Начиная с фазы 6 и в течение всего периода проведения программы "Нефть в обмен на продовольствие" (за исключением фазы 7), режим Хусейна выделил российскому президентскому совету (Администрации президента) 90 млн баррелей нефти (меморандум SOMO, датированный 19 февраля 2004 годом. Приложение 5, озаглавленное "Роль российских компаний во время фаз реализации меморандума о договоренности, таблица 1 "Количество нефти-сырца, выделенной компаниям во время фаз реализации меморандума о договоренности"). Режим Хусейна давал ваучеры главе совета, Александру Волошину, а также его близкому поверенному Сергею Исакову", - говорится в докладе.

В рамках фазы 6 программы "Нефть в обмен на продовольствие" получателем ваучера на 5 млн баррелей нефти назван "российский президентский совет". Далее получателем числится "Сергей Исаков", получивший ваучеры на 12,5 млн баррелей (фаза 7), 14 млн баррелей (фаза 8), 16,5 млн (фаза 9) и 16 млн (фазы 10 и 11). В фазах 12 и 13 нефтяные ваучеры получали Сергей Исаков (12,5 млн и 5 млн баррелей) и Александр Волошин (3 млн и 2 млн баррелей).

В докладе сената говорится: "Для того, чтобы инициировать транзакцию, которая должна была привести к конечной транспортировке нефти, сначала было необходимо, чтобы получатель ваучера назначил компанию, которая прибыла бы в Багдад и заключила бы контракт с SOMO. После предоставления первого ваучера во время фазы 6 российский президентский совет уполномочил российскую нефтяную компанию "Роснефть" заключить контракт с SOMO. "Роснефть" была наследницей расформированного министерства нефтепромышленности СССР. Кроме того, и тогда, и сейчас она контролируется российским правительством.

После того, как получатель ваучера назначал компанию для заключения "официального" контракта с SOMO, было необходимо найти нефтяную компанию, способную произвести загрузку и транспортировку нефти. В случаях с пяти ваучерами российского президентского совета такой компанией была Bayoil. Bayoil несла ответственность за контракты с транспортными компаниями по загрузке иракской нефти и доставке ее конечному потребителю в Северной Америке, Европе и на Дальнем Востоке. Будучи структурой, получающей доход от окончательной продажи нефти конечному потребители, Bayoil несла частичную ответственность за выплаты другим сторонам, связанным с реализацией сделки - а именно, назначенному закупщику и держателю ваучера. Для этого Bayoil часто заключала отдельные контракты с назначенным агентом по закупке с целью распределения "премиальных выплат" и "вознаграждений", которые Bayoil должна была другим сторонами.

Для заключения контрактов по ваучерам, выделенным во время фаз 8-10, российский президентский совет назначил вторую компанию, "Роснефтеимпекс НК Роснефть". Во времена программы "Нефть в обмен на продовольствие" "Роснефтеимпекс" была торговым подразделением "Роснефти". К окончанию программы "Роснефть" продала свою долю в "Роснефтеимпексе". Позднее, после того, как разгорелся скандал вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие", "Роснефть" заявила, что "Роснефтеимпекс" не был подразделением "Роснефти", несмотря на тот факт, что в 2003 году "Роснефть" владела 56,7% голосующих акций компании. В документах SOMO контактным лицом, получавшим нефтяные ваучеры, которые привели к заключению контрактов между "Роснефтеимпексом" и SOMO, назвал Сергей Исаков. В то время Исаков был зампредседателя "Внуковских авиалиний" и регулярно бывал в Багдаде в попытках восстановить авиаперелеты между Москвой и Багдадом..."

С фазы 11 назначенным агентом по закупке стала третья компания, "Русская инженерная компания". Согласно имеющимся свидетельствам, "Русская инженерная компания" связана с "Роснефтеимпексом". Например, обе компании одно время находились по одному и тому же адресу в Москве: Ленинградский проспект 37, стр. 6. Кроме того, Сергей Исаков заключал контракты с SOMO от имени обеих компаний. Интересно, что в "Русской инженерной компании" Исаков в данный момент числится председателем совета, о чем информирует сайт организации.

Для сената осталось неясным, почему стороны решили перестать использовать "Роснефтеимпекс" в качестве назначенного агента по закупке. По некоторым данным, "Роснефтеимпекс" связан с "Русской инженерной компанией", а также с авиакомпанией Исакова. В одной из публикаций сообщалось о крупном контракте, подписанном "Русской инженерной компанией" во время фазы 11:

13 февраля 2002 года журнал "Нефтекомпас" опубликовал материал, в котором сообщалось, что лояльность продолжает приносить дивиденды группе российских компаний, сотрудничество которых вознаграждается контрактами на получение иракской нефти-сырца по программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие"... Самая крупная партия - 17 млн баррелей - отошла к малоизвестной "Русской инженерной компании" - это новое название бывшей государственной торговой нефтяной компании "Роснефтеимпекс", которая получала крупные контракты на предыдущих фазах. По сведениям московских источников, баррели компании уходят корнями в торговый дом "Внуковских авиалиний", который планирует продать серию пассажирских самолетов "Туполев" в Багдад после снятия санкций ООН.

Во время фаз 12 и 13 режим Хусейна давал отдельные ваучеры и Исакову и напрямую главе российского президентского совета Александру Волошину. Для заключения контрактов с SOMO по его ваучерам Волошин назначил компанию Impexoil LLC. До фазы 12 эта фирма не вела бизнес по программе "Нефть в обмен на продовольствие". Побыв закупщиком для Волошина, во время фазы 13 она стала назначенным покупателем других российских структур (таких как Русская Православная церковь).

Выплаты Bayoil держателю ваучера и назначенному агенту по закупке ("Роснефтеимпексу" и "Русской инженерной компании") часто проводились через целевую "торговую компанию" Haverhill Tnading Limited, зарегистрированная на Кипре, известном законами о тайнах корпоративных и банковских сведений. "Платежи Haverhill выглядят подозрительно, так как Haverhill не играла никакой роли в транзакциях, о которых идет речь, за исключением отправки Bayoil счетов с задолженностями по выплатам", - отмечают сенаторы.