Напомним, в своем программном выступлении на Красноярском экономическом форуме в феврале Медведев сформулировал четыре основных направления, на которых должна сконцентрироваться Россия на четыре ближайшие года. "Мы должны сконцентрироваться на своеобразных четырех "и" - институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях", - сказал тогда Медведев.
- Экономика при президенте Путине
- "Успешные" и "неуспешные" реформы в 2000-2007 годах
- Пять "и" сидят на сырьевой трубе экономики
Тем не менее ситуация в экономике настойчиво указывает, что, в первую очередь, придется сконцентрироваться на пятом "и" - инфляции, которая, по мнению экономистов, уже начинает тормозить экономический рост, а по опросам населения, вызывает наибольшую обеспокоенность, передает "Интерфакс".
Отметим, 1 мая без каких-либо официальных комментариев и сопротивления со стороны правительства завершился ценовой мораторий на социальные продукты питания. При этом ожидания Минфина не подтвердились - снижения уровня инфляции в России не произошло.
Ранее ведущие российские экономисты и академики поставили под сомнение достижения президентства Владимира Путина и перспективность программ Дмитрия Медведева, заявив, что преемнику достанутся "большие неприятности".
Кроме того, прежде чем бороться с инфляцией, Минэкономразвития и Минфину необходимо разрешить спор по двум основным вопросам.
Во-первых, спор о возможном перегреве экономики. В данном случае надо определиться, что важнее для страны - сохранение высоких темпов экономического роста при сопутствующей высокой инфляции, либо борьба с инфляцией всеми возможными способами, в том числе поступаясь высокими темпами роста экономики.
Во-вторых, спор между министерствами носит и философский оттенок, а именно: необходимо установить, что первично - концепция долгосрочного развития страны (с финансовым планом как составной частью этой концепции) или долгосрочный финансовый план, исходя из возможностей которого, определялись бы приоритеты бюджетных расходов.
Экономика при президенте Путине
Экономика России при президенте Владимире Путине с 2000 по 2007 годы росла средними темпами 7% в год, что, безусловно, является хорошим показателем (для удвоения ВВП за 10 лет нужно расти средними темпами 7,2% в год). Однако есть и отрицательные тенденции.
Рост экономики России значительно превышал темпы роста в развитых странах, но с другой стороны, уступал темпам в Китае и Казахстане, в которых среднегодовые темпы роста экономики составляли примерно 10%.
По расчетам компании ФБК, основанным на данных Росстата, в целом рост ВВП за 8 лет составил 72%. Это значительно выше, чем прогнозировалось в 2000 году в стратегии развитии РФ до 2010 года (так называемой "программе Грефа"), согласно которой рост ВВП за 2000-2007 годы должен был составить 46,5%.
Естественно, существенный вклад в рост российской экономики внесла благоприятная конъюнктура мировых цен на энергоресурсы, но также очевиден тот факт, что последние годы экономика росла не за счет нефтегазового сектора, а за счет внутреннего потребления.
Промышленное производство в России выросло за 2000-2007 годы на 56,2%, выпуск продукции сельского хозяйства - на 34,2%, оборот розничной торговли - на 141,3%, объем платных услуг населению - на 56,9%, внешнеторговый оборот - в 5 раз, инвестиции в основной капитал - на 159%, реальные доходы населения - на 141%. Реальная заработная плата - в 3 раза, реальный размер пенсий - на 138%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 29% в 2000 году до менее 15% в 2007 году.
Главным разочарованием стала динамика потребительских цен, которая за 8 лет лишь однажды опустилась до однозначного показателя (9% в 2006 году). В среднем инфляция с 2000 по 2007 годы составляла 13,7% в год, а в целом рост цен за 8 лет составил 178% (против прогнозируемых 92%, заложенных в стратегии развития до 2010 года).
Кроме того, наблюдалась тенденция увеличения так называемого коэффициента фондов (коэффициент дифференциации доходов - соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами). По расчетам ФБК, коэффициент фондов вырос с 13,9 раза в 2000 году до 16,8 раза в 2007 году.
"Успешные" и "неуспешные" реформы в 2000-2007 годах
Экономисты, принимавшие участие в заседании экономического клуба ФБК (в него, в частности, входят директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев) попытались оценить экономические реформы и преобразования в разных сферах в 2000-2007 годы по 4-м градациям - успешные, скорее успешные, скорее неуспешные, неуспешные.
Столбик под заголовком "успешные реформы" экономисты оставили пустым.
В перечень "скорее успешных" преобразований вошли налоговая реформа, развитие фондового рынка, бюджетная политика, банковская реформа, формирование рынка земли и реформа трудовых отношений. Налоговая реформа, проведенная в 2000 году, способствовала выходу доходов из тени и росту поступлений в федеральный бюджет.
Тем не менее сейчас страна столкнулась со стагнацией добычи газа и нефти, а также необходимостью стимулирования развития инновационных секторов экономики. С одной стороны, это указывает на необходимость снижения налоговой нагрузки в этих сферах, что, с другой стороны, снизит доходы бюджета.
Это, в свою очередь, вкупе с предполагаемым ростом госрасходов на образование, здравоохранение и инвестиции поставит под сомнение сбалансированность бюджетной системы в долгосрочной перспективе, особенно в случае падения цен на нефть.
Одновременно бизнес настаивает на существенном снижении НДС - с 18% до 10-12%. Окончательное решение руководству страны придется принимать в августе, к этому сроку Минфин обещал закончить расчеты по последствиям от снижения НДС и, возможно, представить свои альтернативные предложения - по снижению налога на прибыль.
Скорее неуспешные реформы
Среди "скорее неуспешных" реформ экономисты видят реформирование естественных монополий, реформу образования и здравоохранения, антиинфляционную политику, развитие АПК, промышленную политику, дерегулирование хозяйственной деятельности, региональную политику, научно-технологическую политику, формирование государственного финансового контроля.
Реформа естественных монополий оставляет двоякое впечатление: с одной стороны, практически завершено реформирование РАО "ЕЭС России", идет третий этап реформы ОАО "РЖД", который предполагает создание к 2010 году конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок.
На этом этапе более 60% парка грузовых вагонов должны перейти в частную собственность, а инфраструктура будет отделена от перевозочной деятельности. С другой стороны, разговоры о возможном реформировании ОАО "Газпром" сошли на нет, а основные лоббисты этого подхода (бывшие глава Минэкономразвития Герман Греф и его заместитель Андрей Шаронов) ушли из правительства в бизнес.
Антиинфляционная политика, которая давала эффект в 2000-2006 годах, когда наблюдалась тенденция ежегодного замедления роста цен, показала несостоятельность в 2007 году, не сумев противостоять "импорту инфляции" с мировых рынков и отбросив страну по показателю роста цен к 2003 году (тогда инфляция составила 12% против 11,9% в 2007 году).
Первые четыре месяца 2008 года также показали неутешительную динамику роста цен, при этом ссылаться только на "импорт инфляции" уже не приходится, так как начали быстро расти и тарифы, и цены на непродовольственные товары.
Неуспешные реформы
Неуспешными экономическими преобразованиями, на взгляд экономистов, стали административная реформа, пенсионное обеспечение, ЖКХ, приватизация, монетизация льгот, защита прав собственности, развитие конкуренции.
Административная реформа, начатая в 2004 году, с одной стороны, поделила исполнительную власть на 3 уровня - министерства, службы и агентства, закрепив за ними функции нормотворчества, надзора и оказания услуг соответственно. С другой стороны, число чиновников последние годы продолжает неуклонно увеличиваться, и эффективность административной реформы ставится под большой вопрос.
Пенсионный вопрос в последнее время признан правительством и экспертами самым проблемным в долгосрочной перспективе. При сохранении текущего положения дел средний размер пенсии к 2020 году снизится до менее 20% от средней заработной платы с нынешних 24-25%, а дефицит Пенсионного фонда будет возрастать.
Судя по тому, что этот вопрос обсуждается уже не один год, а реальные меры пока не приняты, у правительства нет единого мнения о том, как решать проблему с пенсиями. Приватизация в последние годы, по мнение многих аналитиков, носит, скорее, обратный характер, когда госкомпании скупают частные предприятия.
Новому президенту РФ предстоит определиться в вопросе о сокращении доли госсектора, который неоднократно поднимался экономическими ведомствами, но, наталкиваясь на упорное сопротивление заинтересованных лиц, погибал в бюрократической рутине.
На сегодня крупнейшие госактивы, приватизация которых обсуждалась в ходе президентства Путина (не считая "неприкасаемых" "Газпрома", "Роснефти", "Транснефти", РЖД и "Аэрофлота"), это "Связьинвест" (75% акций), "Технопромэкспорт" (100%), "КАМАЗ" (34%), "СГ-Транс" (100%), "Росгосстрах" (25%), авиакомпании "Сибирь" (25%) и "Красноярские авиалинии" (51%), "Иркутскэнерго" (40%), ОГК-5 (26,4%) и ТГК-5 (25%).
Положительный сигнал в вопросе о приватизации "Связьинвеста" недавно дал глава Мининформсвязи Леонид Рейман, по словам которого эта возможность может быть рассмотрена после формирования нового правительства в мае. Однако Рейман уже неоднократно пророчил приватизацию телекоммуникационного холдинга, которая не реализовалась из-за сопротивления силовиков.
Большая же часть активов может вскоре сменить одного государственного собственника - Росимущество, на другого - госкорпорацию "Ростехнологии", созданную на основе ФГУП "Рособоронэкспорт" для объединения разнородных активов во многих отраслях экономики. В список интересов "Ростехнологий" попали как "Технопромэкспорт", госдоли в "КАМАЗе", авиакомпании ГТК "Россия", "Сибирь" и "Красноярские авиалинии", так и многие другие промышленные предприятия, вплоть до лицензии на Удоканское медное месторождение.
Реформы здравоохранения и образования, без которых невозможно построить инновационную экономику, уже давно входят в список первоочередных преобразований, но до сих пор не были реализованы.
Пять "и" сидят на сырьевой трубе экономики
Подводя итоги экономическому наследию, которое достанется Медведеву от Путина, необходимо констатировать, что в ближайшие 2-3 года седьмой экономике мира (по размеру ВВП, подсчитанному по паритету покупательной способности) вряд ли угрожают серьезные потрясения или кризисы. Объемы ЗВР и Резервного фонда достаточны, чтобы контролировать курс рубля и сбалансированность бюджетной системы.
Однако зависимость экономики России от сырьевого экспорта по-прежнему остается существенной, а доля доходов бюджета от нефтегазового сектора хоть и будет снижаться, но будет значительной.
Концентрация усилий на пяти "и", по крайней мере, по двум "и" (инфляции и инновациям) не имеет очевидных решений. Очень сложно будет стимулировать компании к инновациям при существующей конъюнктуре цен на сырье. Бороться с инфляцией при предполагаемом росте госрасходов на образование, здравоохранение, инвестиции, пенсии, при планируемом увеличении тарифов на услуги естественных монополий также будет совсем непросто.
Экономика России сейчас, по признанию чиновников МЭРТа, развивается по энерго-сырьевому сценарию, и от реализации преобразований в сфере образования, науки, здравоохранения, защиты прав собственности и в ряде других направлений будет зависеть, сможет ли экономика свернуть после 2010 года на инновационный путь или нет.