В Москве вторник, 8 июля, объявляется днем траура в связи с гибелью людей в результате теракта в Тушине. Соответствующее распоряжение в понедельник подписал мэр Москвы Юрий Лужков, сообщил "Интерфаксу" пресс-секретарь мэра Сергей Цой. На фасадах госучреждений будут вывешены флаги Москвы и России с траурными лентами. В городе отменяются все развлекательные мероприятия и концерты. На телеканалах ТВЦ и "Столица" отменены развлекательные программы.
Лужков также подписал распоряжение о выплате компенсаций пострадавшим в результате теракта - родственники погибших получат по 100 тыс. рублей, раненые получат по 50 тыс. рублей.
В результате теракта в минувшую субботу в Тушине на месте взрывов погибли 11 посетителей рок-фестиваля "Крылья", еще двое впоследствии скончались в больницах. Около 60 человек пострадали. В московских больницах и госпиталях до сих пор находятся 38 раненых.
Рассказы очевидцев
В понедельник газеты публикуют подробности теракта в Тушино и свидетельства очевидцев этого страшного события. Как отмечает "Независимая газета", когда первая из террористок включила "адскую машинку", рядом с ней находилось не менее 200 человек. Но сработал только детонатор, и основная масса взрывчатки не взорвалась.
Как сообщили очевидцы, это взрыв больше напоминал сильный хлопок - слышавшие его зрители приняли произошедшее за фейерверк, некоторые даже закричали "Ура!".
В это время со сцены сообщили о перерыве в связи с опозданием некоторых артистов. Беспокойство в толпе зрителей было отмечено, когда у многих почти одновременно заработали мобильные телефоны. "Все в порядке, ничего не знаю", - так отвечали буквально все. Обращения зрителей к милиционерам ничего не дали: "Вы слышали взрывы? Нет? И мы тоже. Отдыхайте".
Большинство зрителей ни о чем не подозревали до пяти вечера. Желающих покинуть территорию Тушинского аэродрома сажали в автобусы, направляющиеся в сторону "Сокола". Очевидцы утверждают, что "проезжали мимо того места, где лежала мертвая террористка".
К настоящему моменту уже установлено ее имя - Зулихан Элихаджиева, 20-летняя чеченка из Курчалоя. Как сообщает "Коммерсант", она купила билет и сумела пройти билетный и алкогольный контроль. До металлоискателя оставалось метров десять.
Студент Алексей из Балашихи, стоявший чуть сзади Элихаджиевой: "Девчонок в очереди было много. Но на эту я обратил внимание: фигурка классная - грудь, ноги, задница... В общем, в порядке. Кроме того, одета она была как-то странно: несмотря на жару, в платке, в куртке и при этом в легкой юбке, сквозь которую все видно. Перед контролем она запсиховала - сначала выхватила мобилку, заговорила что-то не по-русски, потом достала из-за пазухи то ли иконку, то ли книжку и опять начала бубнить по-своему. Тут мент начал ее шмонать, что-то ему не понравилось. Он взял девушку за локоть, стал выводить из очереди, возникла какая-то заварушка, и в этот момент шарахнуло".
По свидетельству очевидцев, от взрыва террористка чуть взлетела вверх и тут же рухнула на асфальт. Несколько минут девушка находилась в сознании. Она спокойно оглядывала собравшихся вокруг нее милиционеров.
Один из участников события: "Но нас как будто она не замечала. Казалось, что вся суматоха, начавшаяся вокруг, ее совершенно не интересует. Она лениво водила руками по асфальту, словно пытаясь собрать выброшенные взрывом кишки, что-то шептала, переходя то на чеченский, то на русский".
Из слов девушки милиционеры поняли, что она просит их отойти, что она не смогла, очевидно, выполнить своего задания и теперь не попадет к Аллаху. Через несколько минут она умерла, пишет "Коммерсант".
Как считают следователи, в этот момент "управляющий терактом", которого не удалось ни установить, ни задержать, шел по противоположной стороне Волоколамского шоссе в направлении от входа на аэродром, где произошел взрыв, к билетным кассам.
Старший офицер МУРа: "Совпадает время между взрывами - 10 минут. Как раз столько нужно, чтобы не торопясь пройти эти 400-500 м. Мы полагаем, что "разводящему" нужно было оказаться в прямой видимости от второй террористки, стоявшей в очереди к билетным кассам, и подать ей сигнал".
По мнению оперативников, террористы координировали свои действия по мобильной связи - рядом с трупом Элихаджиевой нашли обломки телефона Siemens.
Сразу после первого теракта на Волоколамке появились "Газели" с тонированными стеклами и надписью "Связь" на борту. Буквально через несколько минут у всех, в том числе и у милицейского начальства, отрубились мобильные телефоны, сообщает "Коммерсант". По версии милиционеров, связисты заблокировали телефоны для того, чтобы среди 50 тыс. зрителей, находившихся в это время на концерте, не началась паника и они не бросились к выходу - случись такое, количество жертв могло исчисляться сотнями. Чекисты же утверждают, что "глушилки" включили для того, чтобы блокировать действия возможных сообщников Элихаджиевой, которые могли управлять бомбами с помощью радиосигналов.
Свидетельства о втором взрыве, в результате которого на месте погибли 11 человек, крайне скудны и противоречивы. Этому есть простое объяснение: второй взрыв уничтожил всех, кто был возле смертницы.
Врач бригады Центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП): "В этот момент мы находились у входа на аэродром. Пытались остановить кровотечение у Элихаджиевой, хотя и понимали, что это бесполезно. Вдруг даже не взрыв, а низкий такой звон, как будто в гонг ударили. Я обернулся в сторону касс - там огненный факел. Еще удивился: пламя поднялось выше опор линии электропередачи, а еще выше летят какие-то клочья. Мы бросили эту шахидку и побежали к кассам".
Один из оперативников: "Этой, наверное, передали, что ее подружка взорвала только сама себя и больше никого. Шахидка, находясь в самой гуще очереди перед кассами, крикнула что-то типа 'Аллах акбар!' и привела бомбу в действие".
Врач бригады Центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП): "Вначале я бросился к мужчине, отброшенному в сторону взрывной волной. Он звал на помощь. Я подбежал к нему, еще, помню, обрадовался: живой, спасем. А потом увидел, что шариком ему пробило насквозь шейную артерию и кровь хлещет как из трубы. Он прожил несколько секунд, мы сделать ничего не могли".
Из рассказов очевидцев: У касс к милиционеру подбежала пожилая женщина с криком "Там глаз!" "Успокойтесь. Какой еще глаз?!", - пытался урезонить женщину сержант. И тут же получил от нее сумкой по голове и услышал: "Откуда я знаю какой? Кажется, карий. Я не разобрала, он весь в крови. Я случайно наступила, а он под подошвой катается!".
В ответ страж порядка вежливо взял даму за руки и закричал в рацию: "'Четвертый'! Где бригада психологической помощи из Сербского?! Пришли ко мне побыстрее!". Тем временем откуда-то прибежал то ли прокурор, то ли судебный медик и приказал милиционеру подобрать "довесок от тринадцатого" (под этим номером в медицинских списках проходят останки второй террористки, пишет "Коммерсант").
По информации газеты, от второй террористки, как сказано в протоколе, осталась "левая нога в летнем коричневом ботинке типа сабо 40-го размера". Исходя из этих данных можно сделать вывод, что женщина была довольно крупной. Другие части тела пришлось довольно долго искать: они улетели на территорию расположенного рядом рынка.
Должна была остаться еще и голова, но ее, как говорят врачи, забрали сотрудники ФСБ, поэтому голова ни в какие протоколы вообще не попала. Забрав "фрагмент", чекисты лишь сказали, что этой террористке, как и ее подельнице, было около 20 лет, пишет "Коммерсант".
В стороне от того места, где собрались генералы и руководители гражданских служб на маленьком, метров 10 на 20, пятачке находилась гора трупов.
Обгоревшие, переломанные, иссеченные шариками тела лежали вперемешку с обрывками сумок, пакетов и туфель самых разных цветов, фасонов и размеров. В отличие от других терактов здесь почти не было крови.
Как объяснили газете врачи, температура взорвавшегося пластита была настолько высока, что раскаленные докрасна стальные шарики, входя в тела, прижигали и закупоривали разорванные сосуды.
Трупы отправили в морги уже поздним вечером, когда завершался фестиваль.
"ГаЗеТа" собрала свидетельства людей, пострадавших в результате теракта в Тушино.
Анастасия Фофонова, 17-летняя студентка-первокурсница педагогического колледжа, на концерт не пошла, хотя рок-музыку любит: "Я решила немного подзаработать, в субботу мы с другом раздавали флаеры у касс, где стояла очередь из желающих попасть на фестиваль 'Крылья'. Было жарко, очередь была длинная, я ходила из конца в конец. Тут где-то рядом раздался хлопок, я не поняла, что произошло. Минут через 15 грохнуло где-то рядом со мной. Я упала, потеряла сознание. Когда пришла в себя, поняла, что лежу на земле, а рядом со мной - девушка, у которой была оторвана нога: Я села на землю, увидела других, которые тоже были все в крови, кто-то шевелился, кто-то нет. Потом почувствовала ужасную боль. Доктора сказали, что у меня раздроблена кисть руки, три сквозных раны на голени. Мне показалось, что мы довольно долго лежали. Я видела, как прилетел вертолет, забрал тех, у кого состояние было хуже. Потом 'скорые' забрали нас'.
Марина, продавец коммерческой палатки расположенной в 15 метрах от входа на Тушинский рынок: 'Этот кошмарный день начинался как очень удачный в коммерческом плане. От покупателей, в основном это была приехавшая на концерт молодежь, не было отбоя. Пиво и другие слабоалкогольные напитки уходили "на ура". За несколько часов любители рока практически все опустошили. Время близилось к трем часам дня. Я уже было заскучала и развлекалась лишь тем, что через свое окошко наблюдала за нескончаемым потоком людей. Они все прибывали и прибывали. Вдруг на улице раздался сильный взрыв. На меня посыпались выставленные на витрине бутылки. Помимо ушибов, у меня на несколько минут напрочь отшибло слух. Выскочила на улицу - в нос ударил едкий запах. Буквально в 15 шагах от меня на асфальте в разных позах лежали окровавленные люди. Их крики и стоны заглушал очередной рок-исполнитель. Часть 'задетой' толпы рванула прямо на Волоколамку. Как их не передавило машинами - загадка. Тут же отовсюду начали сбегаться милиционеры. Перекрыли движение. Потом примчались 'скорые'. Ничего еще толком не понимая, я отошла в сторону от этого кошмара. С работы я уехала только после того, как меня несколько раз допросили. Пытались узнать, видела ли я, как произошел взрыв. Не видела. Очень много людей было. Эта плотная толпа, видимо, и мне жизнь спасла, приняв все на себя. О том, что это был уже второй взрыв, я узнала дома, первый просто не слышала'.
Павел, поклонник рок-музыки: "Договорился встретиться с другом и его девушкой в два часа на 'Кузнецком мосту', но опоздал на пять минут. Хорошо, что на пять, а не на пятнадцать. Приехали в Тушино в 14:30, хотели купить поесть, но передумали, пошли и встали в очередь за билетами прямо у входа на вещевой рынок. Очередь почти не двигалась. Сфотографировал друга с девушкой, стоим, разговариваем, за нами в очереди уже довольно много людей (это и спасло), вдруг сильный взрыв, по ушам бьет взрывная волна, все оборачиваются, над головами большой столб черно-желтого дыма и летают какие-то лохмотья. Очередь перед нами разбежалась. Видим - на расстоянии примерно тридцати метров лежат люди. Человек двадцать. Сидит женщина и держит другую без сознания, пытается ее оттащить. Все - в состоянии шока, раненые начинают кричать. Милиционеры орут: 'Уходите все отсюда', с сиренами проносятся 'скорые', мы уходим. В первую секунду многие подумали, что кто-то придуривается и запустил петарду. Но, увидев столб дыма, поняли, что это трагедия. Люди, стоявшие возле меня, не пострадали, все осколки приняли на себя те, кто стоял в конце очереди, около террористки. Можно сказать, они спасли, закрыли собой остальных, ведь зона поражения осколками, наверное, большая - метров 100, а мы стояли в 30 метрах".