Путин решил бороться с коррупцией с новыми силами и новыми начальниками
НТВ
Президент России Владимир Путин накануне подписал указ об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по борьбе с коррупцией. Ее возглавит помощник президента Виктор Иванов. Одновременно президент упразднил Совет по борьбе с коррупцией, который вплоть до минувшего понедельника возглавлял экс-глава правительства Михаил Касьянов.

Как пишет "Независимая газета", аналитики считают, что сделанные перед выборами изменения в названии и руководящем составе не станет простой формальностью. Более того, само назначение на этот пост Виктора Иванова, курирующего кадровые вопросы, означает появление еще одного центра силы в администрации президента.

Основным предназначением рабочей группы будет являться "подготовка предложений по реализации в законодательстве положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года.

До 15 февраля Иванов должен представить на утверждение президента состав новой структуры. К 1 августа - предложения по внесению в законодательство изменений, необходимых для реализации положений международных договоров, включая предложения по созданию "специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией".

Для своей эффективной работы межведомственная рабочая группа получила и широкие полномочия. Она может "запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы" от федеральных и региональных органов государственной власти, - органов местного самоуправления и организаций, а также приглашать на свои заседания их представителей.

Материально-техническое, транспортное и иное обеспечение деятельности МРГ, согласно тексту указа, возложено на Управделами президента, а расходы, связанные с ее деятельностью будут оплачиваться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение деятельности администрации президента.

Руководитель думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков назвал создание группы "важным решением президента". "Я уверен, что в состав МРГ будут входить или руководители министерств и ведомств, или их заместители, и процедура согласования прописанных в конвенциях требований будет более оперативной", - заявил депутат. "Насколько я понимаю, Виктору Петровичу даны все полномочия для проработки всех вопросов, причем иногда, может быть, и достаточно непростых для нашего законодательного поля", - сказал Гришанков. Среди таких вопросов депутат называет требование конвенции ООН о введении уголовной ответственности для юридических лиц.

Между тем, как склонны считать аналитики, одной из целей создания новой структуры и ликвидации Совета по борьбе с коррупцией было стремление дистанцироваться от бывшего главы правительства. Как сказал бывший заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин, "если у нас во главе совета на протяжении трех лет находился бывший премьер-министр, который из этих трех лет состоял в активной оппозиции режиму, то резонно предположить, что совет так ничего и не делал".

По его словам, борьба с коррупцией ближе к выборам поднимается на щит, и поэтому власть не могла позволить себе "иметь мертвую структуру, да еще с политическим покойником во главе". По мнению Волина, после назначения руководителем МРГ по борьбе с коррупцией Иванова его позиции усиливаются. "Среди силовиков теперь появляется еще один игрок, достаточно серьезный и самостоятельный", - заметил Волин, отметив, что руководитель МРГ может выходить на любую из государственных структур, в том числе и силовых.

Следует отметить, что указ о создании Совета президент подписал 24 ноября 2003 года. Вместе с указом вышло "Положение о Совете по борьбе с коррупцией", согласно которому данный орган являлся совещательным и должен был оказывать содействие президенту "в определении приоритетных направлений госполитики в сфере борьбы с коррупцией". Совет должен был ежегодно заслушивать доклад генпрокурора и предоставлять президенту доклад о своей работе. В состав Совета входили главы всех ветвей власти, включая председателя правительства, обеих палат парламента и судов.