Шохин гораздо более дипломатичен, но тоже не против "государственного рейдерства" - так многие интерпретировали интервью Шварцмана. Шохин предлагает государству подать пример правильной приватизации: покупая активы, правительство должно объявлять стратегию выхода из бизнеса. "Бизнес считает, что это вполне допустимо: пересматривать сделки, которые были проведены с явным нарушением закона", - цитирует главу РСПП РИА "Новости".
- Бизнесменов спросили о будущем: только половина не может назвать преемника Путина
- Государственник Шварцман против неправильных налоговых режимов
Вместе с тем, Шохин обратил внимание, что, по данным опроса ВЦИОМ, приватизация не является главной причиной негативного отношения населения к бизнесу. По его словам, главной причиной является социальное неравенство, и бизнес эту тему воспринимает. При этом главной ответственностью бизнеса является создание рабочих мест, отметил глава РСПП.
Шохин выразил мнение, что в целом итоги приватизации уже в прошлом. "И очень было бы правильно, если бы государство показывало пример. Если бы оно, приобретая те или иные активы, объясняло бы, зачем оно это делает", - сказал он.
Отметим, кстати, что в РСПП одними из первых признали, что откровения Шварцмана заслуживают пристального внимания. "Мое ощущение от публикации - двоякое. Да, противно, гадко, омерзительно, но ведь это правда. И не могу не порадоваться тому, что об этом заговорили публично", - заявил член правления РСПП Олег Киселев.
Передел собственности - это неважно, заявил Шохин
"Мне кажется, что для населения гораздо важнее не передел новой собственности. Если вместо старых олигархов появятся назначенные государством олигархи: через госкорпорации или бархатную реприватизацию, то социальная справедливость, социальное равенство от этого не появятся вдруг", - отметил Шохин. При этом он обратил внимание журналистов на опыт других стран, где многочисленные приватизации не сократили социальных разрывов.
"Очень важно, чтобы двигались все эскалаторы наверх, чтобы не получалось, что одни стоят на сломанном эскалаторе, а другие - быстро поднимаются наверх. Те, кто стоит на сломанном, или, не дай бог, на поехавшем вниз эскалаторе, они, мягко говоря, будут раздражены и, может быть, даже озвереют от того, что у них мало шансов попасть на белый свет, наверх", - образно пояснил глава Союза.
Глава РСПП отметил, что в настоящий момент в России сохраняется благоприятная финансовая ситуация, и выделенные бюджетом средства на институты развития были направлены не на проекты, а размещены на межбанковском рынке. По мнению Шохина, возможно, государству нужны активы, которые оно могло бы продать в целях социальной политики: например, для пополнения бюджета пенсионной системы.
"Поэтому, заходя в бизнес, покупая активы, государство должно объявлять стратегию выхода: что оно это делает для того, чтобы будущим финансовым инвесторам продавать либо в критической ситуации, либо в будущем, чтобы решить социальные проблемы и проблемы будущих поколений", - заявил Шохин.
Именно наличие такой стратегии покажет бизнесу, как следует проводить приватизацию, считает он.
Бизнесменов спросили о будущем: только половина не может назвать преемника Путина
40% бизнесменов, опрошенных ВЦИОМ, затрудняются назвать кандидата, который мог бы сменить Владимира Путина на президентском посту. Об этом сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в среду на заседании экспертного совета РСПП в Москве.
Говоря об итогах опроса 120 респондентов в 40 субъектах Федерации в сентябре-октябре 2007 года, Федоров отметил, что лидерами среди возможных кандидатов в президенты 19% бизнесменов назвали Сергея Иванова и 13% - Дмитрия Медведева. "От политических сил, которые придут к власти, в 2007-2008 годах предприниматели ждут продолжения курса на стабильность и порядок (32%) и создание мощного государства (11%)", - отметил он.
По данным ВЦИОМ, гораздо в меньшей степени предприниматели ожидают изменения в пользу собственного бизнеса. Вопрос о нарушениях и защите прав предпринимателей, по мнению представителей бизнеса, стоит сегодня остро. 60% случаев нарушений прав бизнеса занимает недобросовестная конкуренция между предпринимателями, однако на втором и третьем местах в рейтинге нарушений стоит власть, в том числе и путем создания преференций отдельным фирмам.
39% предпринимателей критически оценивают сложившуюся в стране систему лицензирования и лишь 22% позитивно. Наибольшее недовольство вызывает работа органов налоговой инспекции, которая мешала нормальной деятельности 43% обследованных компаний. Основные претензии предпринимателей к проведению проверок на их предприятиях занимают жалобы на требования предъявить слишком большое количество документов (30%), на избыточную частоту проверок (23%), прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты "услуг" чиновников (18%).
46% утверждают, что экономическая политика в государстве осуществляется не в интересах бизнеса в целом, а в интересах отдельных бизнес-групп. Не согласны с этим 25% респондентов.
Государственник Шварцман против неправильных налоговых режимов
Вот как рассказывал о "бархатной реприватизации" Олег Шварцман в резонансом интервью: "Мы это делаем в том числе и в интересах "Рособоронэкспорта". Это рыночная форма поглощения стратегических активов в дотационных регионах. Речь идет о бюджетообразующих или градообразующих активах, которые находятся в неправильных налоговых режимах".
Неправильными Шварцман называет режимы, когда "или прибыль выводится, не остается в регионе, или менеджмент неправильный, или конфликт есть на предприятии". Это предприятия, прибыль которых оседает где-либо - за рубежом или не за рубежом, - использующие разные схемы налоговой оптимизации. "Государство в настоящий момент считает это неправильным, тем более что у нас много дотационных регионов. Одна из наших задач - увеличить в таких регионах налогооблагаемую базу, чтобы вовремя выплачивались пенсии, зарплаты бюджетникам", - заявил он.
Схема работает как пылесос - "собирает эти активы на баланс структуры, которая затем станет госкорпорацией. Потом они официально, методом тендеров будут передаваться в управление управляющим компаниям, профессиональным командам, которые будут генерировать прибыль". "Это не рейдерство, - настаивает Шварцман. - Мы не забираем предприятия, мы минимизируем рыночную стоимость разными инструментами. Как правило, это добровольно-принудительные инструменты. Есть рыночная стоимость, есть механика блокировки ее роста, конечно же, всякими административными вещами. Но, как правило, люди же понимают, откуда мы приходим... Но это не отбор ЮКОСа - вполне нормальные деньги люди получают".
Недовольных немного, утверждает менеджер-государственник: "Все понимают, что нам поручили это делать. Если не мы, то придут другие, которые точно так же будут выполнять функцию консолидации активов в руках государства, потому что это государственная политика сейчас".
Сейчас в будущей госкорпорации "Социальные инвестиции" собрано активов на 800 млн долларов, заявил он.