Министр обороны России Сергей Иванов сообщил о зачистке в воскресенье. Армия начала "жесткую, но адресную операцию во всех регионах Чечни". Это необходимо, чтобы предотвратить новые террористические акты. Запланированный вывод большей части российских войск приостановлен. В Чечне у Москвы, если брать армию, милицию и спецслужбы, "под ружьем" находится примерно 70 - 80 тыс. человек.
В свете новой ответственности, возложенной на российские средства массовой информации, о том, что сейчас происходит в Чечне, известно мало. Сообщается о шести "спецоперациях", проведенных в течение 24 часов, о том, что убито больше 20 боевиков. В понедельник прошло сообщение, что перед армией стоит задача по обнаружению "террористов-самоубийц".
Еще раньше министр обороны РФ заявил, что сейчас в чеченских населенных пунктах производится усиленная вербовка кандидатов в самоубийцы. Чеченский полевой командир Шамиль Басаев, который взял на себя ответственность за захват заложников в московском театральном центре "Норд-Ост", сообщил, что под его командой находится тысяча будущих "мучеников". Возможно, это преувеличение, однако угрозы Басаева осуществить в России новые террористические акты, которые должны причинять "максимальный ущерб", нужно воспринимать серьезно.
Как пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung, после драмы с заложниками в Москве позиции "ястребов" как с российской, так и с чеченской стороны укрепились. Москва хочет осушить болото терроризма - однако российские вооруженные силы, по мнению немецкого издания, вряд ли будут в состоянии действовать в Чечне иначе, чем до сих пор: использование артиллерии и военной авиации вызовет новые потери среди гражданского населения, при "зачистках" снова будут исчезать люди.
Хотя российские военные и заверяют, что федеральные силы отказываются от практики массовых "зачисток", они проводятся ежедневно, и после освобождения заложников в Москве их география резко расширяется, говорил в понедельник секретарь Совета безопасности Чечни Рудник Дудаев. По его словам, при проведении спецопераций исчезают местные жители. "На распоряжения прокурора и военного командования по поводу проведения этих операций не обращают внимания", - критикует Дудаев произвол российских солдат. Возвращение беженцев, о чем уже давно говорит Москва, тем самым затрудняется.
Москва действует по старым рецептам, потому что новых у нее нет, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. После того как министерство внутренних дел РФ и спецслужбы оказались не в состоянии взять под контроль положение в мятежной республике, Кремль опять поставил на армию. По мнению издания, победу в войне против "чеченских борцов", число которых оценивается в 1-2 тыс. человек, таким образом не одержать. В минувшее воскресенье чеченские боевики снова сбили российский военный вертолет и опять в непосредственной близости от главной базы российских вооруженных сил - военной базы Ханкала под Грозным. Погибло девять человек. Сообщалось, что ракета была направлена с пятого этажа разрушенного дома в Грозном. Это был уже шестой вертолет, потерянный за последние три месяца и сороковой с начала второй чеченской войны, начавшейся три года назад.
Как пишет издание, одновременно новое "наступление" указывает, что утверждение Москвы, будто военная фаза конфликта закончена, и вовсю идет мирное строительство, не соответствует действительности. Любая "нормализация" кажется невозможной до тех пор, пока военные действия не просто расширяются, но еще и ужесточаются. Запланированный референдум по конституции Чеченской республики и всеобщие выборы, которые Кремль запланировал на будущий год, - если они вообще состоятся - угрожают превратиться в фарс.
По мнению Frankfurter Allgemeine Zeitung, действия Кремля в Чечне сейчас вряд ли подвергнутся жесткой критике из-за границы. Вашингтон, по данным министерства иностранных дел США, собирается добавить в список международных террористических организаций различные чеченские группировки, и Москва восприняла эти сведения с удовлетворением.
То, что имеются связи между частью чеченских борцов и иностранными террористическими организациями, едва ли кто-нибудь будет оспаривать. Однако президент Путин недавно - после смерти иорданца Хаттаба, воевавшего в Чечне, - объявил, что Москва уже уничтожила инфраструктуру международного терроризма в Чечне. Теперь, по мнению немецкого издания, это уже не в счет: Кремль пытается использовать благоприятный момент после захвата заложников в Москве, чтобы заклеймить всех руководителей чеченских сепаратистов как международных террористов. Однако Кремль до сих пор не представил доказательств утверждению, что за терактом в Москве стоял Аслан Масхадов - записи телефонных разговоров, которые представил на прошлой неделе в Москве помощник президента РФ Сергей Ястржембский, скорее подтверждают сомнения в "авторстве" Масхадова, заключает Frankfurter Allgemeine Zeitung.