Военный суд признал незаконным арест подполковника УФСБ Рягузова по делу Политковской, но оставил его под стражей
RTV International
Московский окружной военный суд признал незаконным арест подполковника московского УФСБ Павла Рягузова, подозреваемого в похищении человека, а также по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, но не отпустил Рягузова из-под стражи. Суд признал незаконным постановление Московского гарнизонного военного суда об аресте Рягузова по делу о похищении человека и превышении должностных полномочий.

"Постановление судьи Московского гарнизонного военного суда о заключении Рягузова под стражу отменить в связи с нарушением уголовно-процессуального кодекса, материалы дела отправить в тот же суд для нового рассмотрения", - огласил судья. Данные материалы суд направил на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

Как выяснилось, преступления, в которых обвинялся Рягузов, были совершены в 2002 году, то есть задолго до убийства обозревателя "Новой газеты". Наблюдатели отмечают, что повторяется то, что было с расследованием дела об убийстве журналиста Пола Хлебникова. Силовики постепенно выходят из-под подозрения следствия или становятся обвиняемыми по другим делам.

Тем временем, Генпрокуратура проводит проверку по факту утечки в СМИ имен всех подозреваемых по этому делу. Как сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на замглавного редактора "Новой газеты" Сергея Соколова, не исключено, что утечка произошла из дежурной части ГУВД Москвы.

- У следствия осталось 5 арестованных
- Защита Джабраила Махмудова утверждает, что ему отбили "все почки"

Своим решением суд удовлетворил кассационную жалобу адвокатов Рягузова, просивших признать постановление об аресте незаконным и необоснованным. Суд полностью согласился с доводами защиты Рягузова, указав, что "в постановлении судьи гарнизонного суда, на основании которого было вынесено решение об избрании меры пресечения в виде ареста, не приведены необходимые основания".

При этом, как пояснил журналистам пресс-секретарь МОВС Александр Минчановский, Рягузов не будет выпущен на свободу, поскольку в решении кассационной коллегии отмечается, что постановление об аресте было признано незаконным, однако данный вопрос будет рассмотрен заново. В связи с этим по закону Рягузов не должен быть освобожден из-под стражи.

По данному делу Рягузов подозревается в "незаконном проникновении в жилище", "превышении должностных полномочий", и "похищении человека". По данным следствия, подполковник вместе с сослуживцами при прохождении службы совершил похищение человека, проник в его квартиру с целью изъятия ряда документов. Оглашая решение, судья кассационной коллегии указал, что подозреваемый может быть арестован лишь в исключительных случаях.

"Все основания, указанные в постановлении, являются предположением... Постановление судьи недостаточно мотивированно, а поэтому не может быть признано законным", - сказал судья судебной коллегии Московского окружного суда (МОВС). Он подчеркнул, что, вынося постановление, судья гарнизонного суда, избирая меру пресечения - изоляцию от общества, - указал исключительно "тяжесть обвинений". При этом данное основание не может служить доводом к избранию меры пресечения.

Ранее начальник управления собственной безопасности ФСБ РФ Александр Купряжкин сообщил, что 21 августа сотрудниками Генпрокуратуры РФ задержан, а впоследствии арестован и заключен под стражу сотрудник УФСБ по Москве и Московской области подполковник Рягузов.

По его словам, "Рягузов находился в поле зрения подразделений собственной безопасности ФСБ в связи с проверкой поступившей информации о его возможном участии в составе преступной группы в вымогательстве и превышении служебных полномочий".

Купряжкин тогда также сообщил, что подполковник также может проходить по делу об убийстве журналистки Анны Политковской. "Генеральной прокуратурой Рягузов подозревается в совершении незаконных действий по делу Анны Политковской", - отметил он. Однако, как ранее сообщили в МОВС, основания, по которым была выдана санкция на арест, не связаны с "делом Политковской".

Подполковник Рягузов был задержан 21 августа, а 24 августа в отношении него была выдана санкция на арест. Заседание проходило в закрытом режиме, без участия арестованного.

Вместе с тем, принимая сегодняшнее решение, суд отметил, что "подозрение лица в совершении преступления не может являться основанием для заключения его под стражу, а доказательств, что Рягузов может скрыться от следствия, либо воспрепятствовать ему, органами предварительного расследования представлено не было".

У следствия осталось 5 арестованных

Обозреватель "Новой газеты" Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где она проживала. На прошлой неделе генпрокурор Юрий Чайка сообщил о задержании 10 человек по данному делу. Позднее в СМИ появились фамилии одиннадцати подозреваемых.

В отношении десяти из них арест санкционировал Басманный суд Москвы. Это Алексей Беркин, Дмитрий Лебедев, Тамерлан Махмудов, Джабраил Махмудов, Ибрагим Махмудов, Олег Алимов, Магомед Димельханов, Ахмед Исаев, Сергей Хаджикурбанов, Дмитрий Грачев. Среди причастных к преступлению был назван также подполковник ФСБ Павел Рягузов.

На сегодняшний день обвинение в причастности к убийству журналистки предъявлено пяти фигурантам. Как сообщалось ранее, Дмитрий Грачев - последний из тех, кому предъявлено обвинение - встретится с тремя братьями - Тамерланом, Джабраилом и Ибрагимом Махмудовыми и Магомедом Димельхановым. Всем им предъявлено обвинение в убийстве "лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением им общественного долга", совершенном в составе группы. Однако Грачев наотрез отказался признавать не только свое участие в убийстве, но и вообще факт знакомства с кем-либо из братьев Махмудовых.

Адвокат Грачева Евгений Шаламов уже подал ходатайство следствию о проведении очной ставки с братьями. Скорее всего следователь, ведущий это дело, проведет ее уже на следующей неделе.

Вопреки информации, появившейся в первые дни после его задержания, 28-летний Грачев не являлся ни сотрудником милиции, ни частным охранником. Он работал водителем в Институте проблем керамики. Там в его распоряжении была институтская автомастерская, где он в свободное время подрабатывал - ремонтировал автомобили. Информацию о своих услугах Грачев размещал в газетах бесплатных объявлений.

Известно, что Грачев знаком с другим фигурантом "черного списка" подозреваемых по делу Политковской - с бывшим майором московского УБОПа Сергеем Хаджикурбановым. На допросе Грачев пояснил, что знает Хаджикурбанова уже несколько лет. Но их отношения ограничивались визитами экс-майора в мастерскую, когда его машина требовала ремонта. Последний раз, по словам Грачева, они виделись в июне этого года.

В конце прошлой неделе выяснилось, что у Хаджикурбанова есть алиби: в момент убийства он находился за решеткой. Однако сейчас следствие проверяет это алиби.

Между тем сын трагически погибшей журналистки Илья Политковский заявил, что нисколько не сомневается в причастности задержанных к убийству. "Кроме того, я знаю, кто заказчик! - сообщил нам Политковский. - Это видный политический деятель, который пока еще на свободе. И киллер тоже, кстати, на свободе..."

Между тем семья Анны Политковской недовольна тем, что правоохранительные органы обнародовали информацию о расследовании убийства журналистки. Родственники Анны Степановны уверены, что это может помешать правосудию.

Защита Джабраила Махмудова утверждает, что ему отбили "все почки"

Адвокат Джабраила Махмудова - одного из арестованных по делу об убийстве Политковской - обратился с жалобой в Генпрокуратуру РФ в связи с применением физической силы в отношении его подзащитного. "У моего подзащитного отбиты все почки. При этом следов никаких на теле нет", - заявил в понедельник адвокат Махмудова Мурад Мусаев. По его словам, от его подзащитного "требуют признательных показаний".

Адвокат напомнил, что уже подал одну жалобу в генпрокуратуру на недозволенные методы ведения допроса, в частности, на применение физической силы в отношении его подзащитного, но, по словам Мусаева, после этого эти методы "стали еще изощреннее".

Представители правоохранительных органов пока не прокомментировали эти заявления адвоката.

Как сообщалось 29 августа, Мусаев обратился в Генпрокуратуру РФ с жалобами на недозволенные методы ведения допроса и незаконный арест своего подзащитного. "Арест Д.Махмудова является незаконным и необоснованным, он не причастен к случившемуся и оснований для содержания его под стражей нет. В этой связи я обратился к генпрокурору с жалобой на незаконный и необоснованный арест моего подзащитного", - заявил тогда Мусаев "Интерфаксу".

Кроме того, по словам Мусаева, от имени защиты он обратился к генпрокурору с жалобой на недозволенные методы ведения допроса, в частности, на применение физической силы. "Во время допроса Махмудова оскорбляли и угрожали ему", - добавил Мусаев.

Здесь слишком много "всегдашних подозреваемых", а российская система уголовного правосудия слишком откровенно пребывает под каблуком Кремля президента Владимира Путина, чтобы принять за чистую монету уверения, что проводятся должные правовые процедуры, отмечает The New York Times в редакционной статье.

Может, в действительности дело так и обстоит, как сказал Чайка, и, если это так, издание "искренне надеется, что генеральный прокурор представит убедительные доказательства на открытом суде и продолжит раскрывать все другие громкие политические покушения".