Басманный суд Москвы по ходатайству Генпрокуратуры 24 августа выдал санкцию на арест Сергея Хаджикурбанова, сообщает "Интерфакс". Хаджикурбанов, в частности, подозревается в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 ст. 126, частью 3 ст. 139, частью 3 ст. 286.
"Хаджикурбанов - это не просто оборотень в погонах, а самый настоящий преступник, которого покрывало милицейское начальство", - заявил "Коммерсанту" адвокат Генрих Падва, подзащитному которого бывший оперативник подбросил килограмм героина.
Как установила Генпрокуратура, убийство Политковской совершили участники так называемой алазанской преступной группировки, лидером которой являлся чеченский "авторитет" Хож-Ахмед Нухаев (находится в розыске за убийство главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова). После того как в середине 1990-х Нухаев перебрался из Москвы в Чечню, став одним из полевых командиров, его группа, занимавшаяся рэкетом в столице, фактически развалилась. Собирались "алазанские" только под заказы, которые к ним время от времени поступали из Чечни и других регионов страны. Один из таких заказов, по данным следствия, поступил от "неустановленного" лица наместнику Хож-Ахмед Нухаева в Москве Магомеду Димельханову весной 2006 года. Им следовало разобраться с Политковской, к которой "имеют серьезные претензии большие люди в Чечне".
"Авторитет" Димельханов, по данным следствия, передал заказ братьям Тамерлану, Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым, которые привлекли к делу Ахмеда Исаева. Последний торговал на рынке рыбой, а в банде подрабатывал в качестве водителя. Однако где и как искать журналистку Политковскую, чеченцы не знали. Тогда, как считают в Генпрокуратуре, лидер Димельханов обратился к своему старому знакомому Сергею Хаджикурбанову - ранее он работал в этническом отделе УБОПа и как раз занимался разработкой "алазанских".
Однако в 2003 году его уволили из органов после скандального дела с предпринимателем Фрэнком Элкапоне, у которого оперативники обнаружили 1 кг героина. В Головинском райсуде Москвы адвокаты последнего доказали, что майор Хаджикурбанов подбросил наркотики Элкапоне. В результате бизнесмен был оправдан, а в отношении милиционера возбудили уголовное дело. В 2004 году Замоскворецкий суд приговорил его к четырем годам за превышение служебных полномочий. Однако в феврале 2006 года Верховный суд обязал Мосгорсуд пересмотреть дело, после чего Сергей Хаджикурбанов оказался на свободе.
По версии следствия, заниматься Политковской бывший майор не стал, но свел организатора с подполковником УФСБ Павлом Рягузовым, который также занимался этногруппировками. Офицер Рягузов работал в отделе ФСБ по Центральному округу Москвы, на территории которого как раз и проживала Политковская. Однако, установив адрес журналистки (она жила на Лесной улице), чеченцы по какой-то причине сразу не выполнили заказ.
Обвинение может остаться недоказанным, если не будет найден майор Хаджикурбанов, которого следствие считает связующим звеном между чеченцами и силовиками. Сейчас бывший убоповец объявлен в розыск, а Басманный суд избрал ему в качестве меры пресечения заочный арест.
Газета "Твой День" публикует интервью с отцом братьев Махмудовых. Он поклялся отказаться от сыновей, если их причастность к убийству Политковской будет доказана.
Родители задержанных братьев приехали в Москву сразу же, как только узнали об аресте сыновей. Встретиться с детьми Руслан и Залпа до сих пор не смогли, не принимают в СИЗО и передачи для задержанных. Следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Петр Гарибян лишь однажды общался с семьей обвиняемых, он пообещал связаться с ними при необходимости.
Отец и мать Махмудовых были уверены, что их сыновья в столице занимаются открытием собственной фирмы. Именно для этого в Москву в марте этого года приехал 21-летний Тамерлан Махмудов, к этому времени старшие Ибрагим и Джабраил уже прочно обосновались в мегаполисе.
Залпа Махмудова всю жизнь преподавала в начальных классах ачхой-мартановской средней школы, а Руслан работал электриком. В семье росли шестеро сыновей, которые были гордостью и надеждой родителей, поэтому они решили продолжить образование своих детей в Москве, в Московском государственном социальном институте. Вначале туда поступил Ибрагим, а потом и Джабраил, которого в семье считали самым одаренным.
В 2003 году он с отличием окончил институт, после чего поступил на юридический факультет того же вуза. Джабраил стажировался в адвокатской конторе, был помощником адвоката, а чтобы написать дипломную работу, приезжал в Ингушетию и там в палаточном лагере жил вместе с беженцами.
Джабраила Махмудова задержали 16 августа сотрудники ГАИ на трассе. На следующий день оперативники пришли в квартиру, которую снимали братья, и арестовали Ибрагима. Последним из братьев взяли Тамерлана, который вместе с Магомедом Демельхановым выходил из спортивного зала.
"Осенью Ибрагим и Джабраил собирались жениться на чеченских девушках, - рассказывает Залпа Махмудова. - Хотя у Джабраила была здесь и русская подруга. Когда она узнала об его аресте, то упала в обморок. Мы с отцом никогда не слышали об этом убийстве, фамилия Политковская нам ничего не говорит".
Руслан Махмудов не может сдержать эмоции, убитый горем отец повторяет лишь одну фразу: "Если они виновны в убийстве - я от них отрекусь, это больше не мои дети!"
Сын Анны Политковской Илья уверен, что в руках правосудия оказались истинные виновники смерти его матери. "Могу сказать, что люди, которые это сделали, готовили убийство примерно год, - утверждает Илья. - Я знаю, что настоящие убийцы арестованы. Но не все. Чеченцы, фамилии которых указаны в списке, точно принимали участие в подготовке преступления. В этом нет сомнения".
Напомним, Анна Политковская была убита 7 октября 2006 года вечером в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где снимала квартиру. Генпрокурор РФ Юрий Чайка взял под личный контроль расследование этого дела. По его указанию в производство дело приняло управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры.