Председатель правления фонда Вероника Марченко сказала журналистам, что пока созданы странички 30 солдат, но работа будет продолжена. Этот проект рассчитан на то, чтобы не позволить министерству обороны предать забвению имена и лица погибших, превратив их в бездушные цифры официальной статистики. Истории солдат теперь доступны множеству людей, и конкретика действует: люди заходят на сайт и видят, что тот, кто учился с ними, погиб в мирное время в Вооруженных силах.
Посодействовать фонду в этом деле решили многие СМИ, как российские, так и стран СНГ, а также сайты различных общественных движений и некоторые блоггеры. Как пишет "Новая газета", все истории, рассказанные от лица погибших на страничках в "Одноклассниках" написаны на основе фактов, доказанных судебными решениями.
Все истории - скандальные, некоторые достаточно подробно освещались в прессе и повлекли за собой уголовные наказания для лиц, по вине которых новобранцы погибли. Например, трагическая гибель Дениса Жарикова, застреленного в 2006 году пьяным полковником 106-й Тульской воздушно-десантной дивизии в его собственном кабинете.
"Тульский гарнизонный военный суд 24 ноября 2006 года вынес полковнику щадящий приговор - шесть лет колонии-поселения. Он освободился условно-досрочно и давно уже на свободе. Суд взыскал с него 200 тысяч в качестве компенсации морального вреда за мою гибель в пользу мамы. Он до сих пор не выплатил эту сумму, с него взыскивают деньги принудительно", - сообщается на страничке солдата-срочника.
Или история Дениса Галеева, найденного повешенным в казарме весной 2007 года. "Моей маме военные сообщили, что я покончил с собой. Но мама в это не поверила. Во-первых, с тринадцати лет я просто бредил армией - носил армейскую одежду, привезенную отслужившими родственниками, читал книги о войне. Я хотел стать офицером. Во-вторых, когда меня доставили домой, она осмотрела мое тело и увидела рваную рану у меня на руке и ссадины на теле. Дело по факту моей гибели неоднократно прекращалось и возобновлялось вновь", - рассказывается от лица погибшего.
Похожая трагедия случилась с Александром Листьевым в июне 2009 года. "Моим маме и жене сказали, что я повесился. Но они в это не поверили. Они убеждены, что моя смерть - насильственная, что меня убили, - написано на его страничке. - Мои товарищи, вернувшиеся со службы, молчат. Они лишь намекают, что у меня был конфликт с офицерами части, говорят, что в этой части страшно служить. Одного нашего парня месяц морили голодом, чтобы он контракт подписать согласился. Судебно-медицинский эксперт, посмотревший снимки моего тела, сказал, что у меня восемь прижизненных ножевых ранений. Но отказался подписать официальное заключение".
В том же месяце того же года избитым и повешенным в поезде по пути к месту службы был найден призывник Александр Мажуга. "Нас, новобранцев, отправили воинским эшелоном из Челябинска в Биробиджан. Родители провожали меня. В ночь на 30 июня меня вытащили из петли и в критическом состоянии отправили в больницу. Ко мне приехали отец и мать. Я был в коме и не мог рассказать им о том, что случилось со мной в поезде. На моем лице они увидели гематомы и ссадины. Я так и не вышел из комы и умер на больничной койке 6 июля 2009 года", - сообщается на "Одноклассниках".
Таким же образом рассказаны истории остальных погибших солдат, но еще десятки и даже сотни случаев еще не расследованы и не описаны.
По словам председателя фонда "Право матери" Вероники Марченко, пока солдатская жизнь ценится как нечто дешевое, взаимозаменяемое, и ответственность за это минимальная, подвижек ждать не приходится. Родители говорят, что будут жаловаться, а им отвечают: "А нам все равно".
"Вот это - лозунг армии. Им и правда все равно. Умрет ваш сын, станет инвалидом, заболеет, повесится, повесят - им все равно. Эту фразу надо как девиз повесить на дверь в каждой семье, где есть молодой человек призывного возраста", - сказала она "Новой газете".
"Надо понять, что молодежь - это самое большое достояние нашей страны. И командиры должны понимать свою ответственность за их жизни. Когда происходит ЧП, оно должно расследоваться из того же принципа: найти настоящего виновного и сделать наказание неотвратимым. Никаких иных мотивов - сдать дело в срок, или родители колхозники и можно не расследовать, или отписаться для галочки - быть не может", - заключила глава фонда.
На его сайте опубликованы "мартирологи" - списки погибших солдат по месяцам, которые обновляются каждый год. Их включают в серийное издание фонда - Книгу памяти, каждый выпуск которой содержит краткие биографии и фотографии солдат, погибших в армии в мирное время.