VI российский конгресс "Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию"
Юридический факультет МГУ
В уголовном праве России может появиться понятие "злодеяние", объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы. С таким предложением выступили российские юристы, возмущенные ситуацией в сфере уголовного законодательства. Свои идеи они направили в законодательные органы. Однако эксперты назвали данную инициативу слишком жестокой и бесполезной.

Идея возродить каторгу прозвучала на специальном конгрессе, состоявшемся в МГУ под эгидой ассоциации юристов. Как пишет "Российская газета", предложение озвучил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, заслуженный юрист России Алексей Александров.

Он считает, что тяжкий физический труд без амнистии, без помилования, свиданий, переписки крайне необходим в качестве наказания в уголовном праве. Каторжные работы могли бы заменить смертную казнь, на которую в данный момент в РФ наложен мораторий.

Помимо мер по ужесточению уголовного законодательства, Александров высказал предложения и по либерализации УК. Так, он считает необходимым смягчение наказаний по преступления небольшой тяжести. В целях пресечения совершения преступлений в школах необходимо введение обязательного спецкурса правоведения, который включал бы элементы патриотического воспитания, нравственно-правовые начала и историю права.

В свою очередь юрист Генри Резник заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что понятие "злодеяние" не корректно и не вписывается в каноны уголовного законодательства. Кроме того, по его мнению, введение каторги противоречит международным обязательствам, принятым на себя Россией, и в конце концов такое наказание просто бесчеловечно.

"Общество и государство не должно применять те методы, которыми действуют преступники, оно должны быть нравственно выше тех, кто совершает преступления", - добавил Резник.

В свою очередь глава движения "За права человека" Лев Пономарев называет предложение ввести в России каторгу популистским. Он отметил, что строгость наказания абсолютно не способствует снижению преступности.

Между тем ряд опрошенных РБК экспертов заявили, что в случае введения каторги для острастки в группу потенциальных исполнителей наказаний стоит включить чиновников, членов правящих партий, виновных в совершении коррупционных и других тяжелых преступлений.