Пашков потерял паспорт в 1997 году. Он сразу же обратился в милицию и получил новый документ. Следующие несколько лет Пашков не выезжал за границу, не женился, в общем, практически не использовал свой паспорт. Более того, в 2002 году, когда Пашкову исполнилось 25 лет, ему спокойно выдали паспорт нового образца. И вот, более чем через 10 лет после потери документа, мужчина узнал, что, оказывается, был судим.
Он уверен, что в тюрьме по его документам просто побывал другой человек. "Теперь я хочу добиться, чтобы признали, что это был не я, и наказали того человека. Формально он чист, несмотря на то, что он отсидел, а я - нет", - заявил Пашков.
В 2007 году он обратился в банк для получения кредита, но получил отказ, несмотря на справку о неплохих доходах. Заподозрив неладное, Пашков, по совету знакомых, сделал запрос в Зонально-информационный центр ГУВД Москвы, где гражданам выдают справки о наличии судимости. Ему пришел ответ о том, что он был привлечен к уголовной ответственности и решением Бутырского межмуниципального суда Москвы приговорен к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В этот момент Пашков и узнал, что, оказывается, был приговорен судом к лишению свободы за грабеж, "совершенный группой лиц по предварительному сговору с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия". Сейчас москвич готовится к длительному процессу по восстановлению своего честного имени. Также он намерен добиться наказания человека, который сидел в тюрьме по его документам.
В архиве Бутырского районного суда изданию удалось изучить уголовное дело, по материалам которого Игорь Пашков был осужден летом 2000 года. Человек, представлявшийся этим именем, оказался на скамье подсудимых вместе с членами бандитской группировки. В августе-сентябре 1999 года четверо молодых людей договорились "заработать": они отбирали деньги и ценности у людей, которые хотели что-либо купить по объявлению в газете "Из рук в руки".
Согласно материалам дела, Алексей Кудряшов, живущий на Дубининской улице, Петр Журавский, обитающий на Алтуфьевском шоссе, его брат Дмитрий и "неустановленное следствием лицо по имени Саша" трижды организовали ограбления людей, представляясь продавцами каких-либо товаров. Преступники действовали по одной и той же схеме: покупателю назначали встречу и вели в заранее подготовленный подъезд. Там жертву били, отнимали у нее деньги, пейджеры, ключи от автомобилей и документы. Всего молодые люди ограбили троих мужчин. Преступления были совершены 1, 7 и 18 сентября 1999 года.
Однако "Игорь Пашков" (здесь и далее употребляется это имя в кавычках, потому что речь идет о другом человеке), судя по материалам дела, принимал участие лишь в одном преступном эпизоде. И к делам банды этот инцидент имеет мало отношения.
3 октября 1999 года Петр Журавский и "Игорь Пашков" ночью выпивали около дома на Алтуфьевском шоссе (именно в этом доме живет настоящий Игорь Пашков - прим. ред.). Затем к ним подошли двое мужчин. У одного из них "Пашков" и Журавский отобрали пейджер и 50 долларов США. А через несколько минут всю компанию задержали сотрудники милиции. Согласно объяснению Журавского, данному в ОВД "Отрадное", также в компании присутствовал Саша, фамилии которого он не знает и который потом ушел домой.
Изначально по каждому эпизоду были возбуждены отдельные уголовные дела, но затем их объединили. Предварительное и судебное следствие длилось 8 месяцев - с октября 1999 года по конец мая 2000. Все это время подозреваемые были заключены под стражу. 5 июня 2000 года все фигуранты дела были осуждены: Журавский получил 9 лет строгого режима с конфискацией имущества, Кудряшов - столько же. Кроме того, в январе 2000 года Кудряшов был осужден за хранение наркотиков.
А "Игорь Пашков" был приговорен к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года и 6 месяцев без конфискации с отбыванием наказания в колонии общего режима. Также с Кудряшова и Журавского в пользу одного из потерпевших было взыскано 15 250 рублей в счет ущерба от преступления. Кудряшов освободился 12 августа 2005 года условно-досрочно. А уголовное дело в отношении Журавского и "неустановленного следствием лица по имени Саша" было выделено в отдельное производство.
Петр Журавский живет с настоящим Игорем Пашковым в одном дворе, они вместе учились в школе, рассказал изданию сам. Также в качестве свидетеля по делу проходила одна из соседок Пашкова. У Игоря есть собственная версия того, кем мог быть использован его паспорт. Сразу после потери документа в 1997 году Пашкову домой звонила соседка, предлагавшая вернуть якобы найденный ею паспорт за деньги. Игорь отказался платить - он уже написал заявление в милицию о выдаче нового удостоверения личности. Позже приятель Игоря в доверительной беседе сообщил ему, что по его паспорту один из общих знакомых отсидел в тюрьме. Однако Пашков тогда не придал этим словам значения.
В распоряжении издания находятся документы, подтверждающие, что во время своего "заключения" Игорь Пашков спокойно жил в Москве, работал и ездил отдыхать. В частности, у редакции есть копия трудовой книжки Пашкова (данные по трудоустройству на период, совпадающий с заключением, подтверждены работодателем), копия действующего паспорта, который Пашков получил в сентябре 2002 года - за пять месяцев до "освобождения". Более того, 15 июня 2000 года, через 10 дней после оглашения приговора суда, Пашков спокойно получил свидетельство о получении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
С точки зрения закона в подобном случае человек, чей паспорт использовали, является осужденным и обладает всеми правами участника уголовного дела, то есть он вправе знакомиться с материалами дела, снимать копии и обжаловать вынесенный приговор суда, заявили изданию в Московской коллегии адвокатов.
Игорю Пашкову нужно обжаловать приговор, как вступивший в законную силу, от собственного имени, предоставив суду доказательства того, что он не сидел в тюрьме. Уголовного расследования, в том числе по факту подделки документов, можно добиваться уже после отмены приговора. В рамках такого расследования может быть выявлен человек, который был привлечен к уголовной ответственности вместо Пашкова. В дальнейшем это позволит взыскать с него компенсацию морального вреда и привлечь его к уголовной ответственности.
Можно также обратиться в милицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту использования поддельных документов. Однако в этом случае обстоятельства, установленные приговором суда (например, что осужден был именно Игорь Пашков), следователи не могут ставить под сомнение до его отмены. Поэтому необходимо обжаловать приговор суда, заключает издание.