Спутники не были застрахованы, поскольку Роскосмос принял решение страховать только уникальные аппараты, такие как "Фобос-грунт", а "Глонасс-М" находятся в серийном производстве, рассказали "Ведомостям" в пресс-службе Роскосмоса. Там добавили, что аппарат по программе "Глонасс" однажды страховали, но это касалось серии "Глонасс-К", которая должна прийти на смену "Глонасс-М", и дело было во время запуска опытного экземпляра.
- Комиссия предварительно определила причину аварии
Еще после аварии в 2010 году, когда также были потеряны сразу три спутника, Роскосмос начал обсуждать в правительстве вопрос страхования аппаратов, но законопроект о страховании рисков при осуществлении космической деятельности до сих пор находится в разработке в финансово-экономическом управлении Роскосмоса - так же, как и проект постановления правительства о субсидиях на страхование космических аппаратов, пишут "Ведомости".
В 2012 году тогдашний замруководителя Роскосмоса Анатолий Давыдов жаловался "Известиям", что депутаты не поддержали законопроект о космическом страховании и урезали бюджет Роскосмоса на страхование в 2012 году с 1,97 млрд до 1,2 млрд руб. "Вероятно, именно отсутствие этих документов мешает Роскосмосу тратить необходимые средства на страхование", - заявил "Ведомостям" топ-менеджер страховой компании, имеющей интересы в страховании космических рисков.
Другой собеседник издания удивился, что Роскосмос решил страховать научные спутники, у которых непонятная экономическая эффективность, а не часто запускаемые серийные и способные приносить прибыль аппараты. По имеющейся информации, ведомство в последние пару лет страховало пуски спутников гидрометеорологического назначения, дистанционного зондирования Земли, а также аппарат "Стерх" для спасательной системы "Коспас-Сарсат". И цена страховки для научных спутников составляла порядка 11% от совокупной стоимости самого аппарата, комплекса выведения и пусковых услуг.
Страховка обошлась бы в треть страхового бюджета
Что же касается затрат на вчерашний старт "Протона", то он обошелся отрасли в примерно 4,4 млрд рублей, то есть страховка стоила бы порядка 480 млн рублей - больше трети всего бюджета Роскосмоса на страхование, отмечают "Ведомости". Стоит заметить, что официальной информации о наличии либо отсутствии отдельной страховки для "Протона" (стоимость ракеты 2,4 млрд рублей) пока не поступало. Доподлинно известно лишь, что единственное, на что потратились ответственные за пуск - страхование ответственности перед третьими лицами.
То есть, если бы ракета или ее составные части рухнули бы за пределами расчетных районов и нанесли ущерб на земле, он был бы покрыт за счет страховых выплат. Совокупный лимит ответственности по контракту составил 6 млрд рублей, из них суммы по 100 млн обязались выплатить СОГАЗ, "Ингосстрах", ВСК, "Капитал страхование", "Уралсиб" и компания "РОСЛЕС". Основная страховая нагрузка - 5,4 млрд рублей - легла на "Русский страховой центр".
Впрочем, пока не ясно, придется ли страховщикам раскошелиться: "Протон" упал в пределах двух километров от стартовой площадки, на территории космодрома, который является штатным районом падения. К тому же оборудование Байконура застраховано отдельно, да и разрушений на земле ракета не устроила, пуская обломки и разлетелись на значительное расстояние. "Осколки и фрагменты космического корабля обнаруживались в 3 км от места падения", - рассказал "Интерфаксу" информированный источник. Что же касается ущерба экологии, возможно, нанесенного при попадании в атмосферу остатков ракетного топлива, то он предварительно оценивается как незначительный.
Предварительная версия аварии - проблемы в топливной магистрали двигательной установки
В отсутствии официальных выводов комиссии, разбирающейся в причинах вчерашнего ЧП, эксперты продолжают выдвигать версии произошедшего. Среди наиболее вероятных причин специалисты называют отказ одного из шести двигателей первой ступени. Не исключено, что это произошло из-за возникших проблем в топливной магистрали двигательной установки.
"Был ли это засор, прогар или что-то иное, можно будет точно сказать только после того, как мы получим расшифровку телеметрических данных", - заявил "Коммерсанту" источник в аварийной комиссии.
"Протон", конечно, таких штук давно не выкидывал, - заявил "Дождю" директор по развитию кластера космических технологий в Сколково Дмитрий Пайсон. - Предыдущие аварии были связаны с разгонным блоком, то есть самой верхней ступенью, которая сравнительно новая. Можно было сказать, что мы преодолеваем "детские болезни". То, что произошло на этой аварии, это первая ступень, то, что летает с 1964 года в тех или иных сочетаниях... Вопрос: является кризис системным или это временный выпад, который случается у всех".
"Дойдет до увольнений высокопоставленных чиновников"
На вопрос по "Протону" специалистам еще предстоит ответить, но что касается системного кризиса, то многочисленные эксперты уже давно склоняются к тому, что отрасль действительно находится в тяжелом положении. Вчерашняя авария подтолкнула власти к тому, чтобы, наконец, заняться реформированием космической сферы. Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, помимо комиссии, занимающейся выяснением непосредственно обстоятельств аварии, по факту крушения ракеты работают еще две группы. Первая будет заниматься поиском тех, "кто несмотря на ранее сделанные многочисленные поручения в адрес Роскосмоса, тем не менее недоучел многие аспекты, связанные с качеством техники".
Задачей второй группы станет реформирование отрасли. И основной принцип реформирования уже сформулирован: консолидация космической промышленности в рамках единой интегрированной структуры. То есть наравне с Роскосмосом появится еще один крупный игрок под условным названием "Объединенная ракетно-космическая корпорация".
Впрочем, к предлагаемым мерам по реформированию некоторые также относятся скептически. Тот же Пайсон в беседе с "Дождем" высказал такую точку зрения: "Единая корпорация – вариант "промежуточной похорошести"... То, что большинство заводов объединят в тот самый ракетно-космическую корпорацию, не очень хорошо, потому что образуется некий монополист по ракетам... Это хуже, чем когда есть заказчик, и есть несколько независимых промышленных игроков, которые друг с другом конкурируют, как это в США, в Китае".
Что же касается другой комиссии, которая, по словам Рогозина, ищет виновных в аварии "Протона", то результатом ее работы может стать увольнение высокопоставленных чиновников.
По сведениям "Коммерсанта", в "черный список" могут попасть двое заместителей руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов и Александр Лопатин. "Разбор полетов" начнется только после того как комиссия закончит свою работу, - пояснил газете источник в правительстве. - Не исключено, что дойдет до увольнений высокопоставленных чиновников".